ФАРАОН (PHARAOH) Словарь библейских образов

Своим правителям египтяне давали множество титулов, в том числе титул фараона, который функционально соответствует английскому титулу короля. Но фараон отличался от западного понятия царя в том отношении, что считался египтянами божественным по происхождению (см. БОГИ). Фараон был сыном могущественного бога солнца Ра и становился богом Осирисом после смерти. В Писании упоминается о нескольких фараонах, некоторые из них названы по имени. Наибольшей известностью пользуется «фараон исхода» (Исход 414).

Самая известная роль фараона – это роль противника Яхве в рассказе об исходе. В качестве бога и царя Египта фараон демонстрировал презрение к Богу евреев, Который посмел посягнуть на его власть: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа, и Израиля не отпущу» (Исход 5:2). На всем протяжении рассказа об исходе основной чертой характера фараона продолжает оставаться надменность, гордость и отношение к Яхве, которое в Исход 414 автор семнадцать раз называет «ожесточенным» или «упорным». Эта характеристика была настолько хорошо известной, что филистимляне ссылались на ожесточение фараона в 1-я Царств 6:6.

Царь Яхве решил смирить Своего противника (Исход 10:3) и произвести суд над всеми богами Египта, в том числе над фараоном (Исход 12:12). Серией из десяти великих и ужасных казней Царь Яхве одержал над фараоном победу. В качестве Победителя Яхве «будет царствовать вовеки и в вечность» (Исход 15:18). Яхве – истинный Бог и Царь.

Фараон и Яхве как бы оттеняют друг друга. Фараон правил на земле, приносившей израильтянам смерть. Яхве же вывел Свой народ к земле жизни. Фараон только брал, а Яхве давал. Фараон представлял собой зло, а Яхве добро.

Фараон исхода олицетворяет всех, кто противостоит истинному Богу. Выступающие против Бога превращаются в ничто. Яхве поставил фараона, чтобы весь мир знал об истинном Царе и Его силе (Исход 9:16; ср. К Римлянам 9:17). Об этом принципе свидетельствует Писание: «Ибо не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним» (1-я Царств 2:9-10). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иакова 4:6).

Библейские авторы продолжают относиться отрицательно и к фараонам, правившим после исхода, в первую очередь, из-за склонности Израиля заключать союзы с Египтом (напр., Исаия 30:1-3). Фараоны более позднего периода шли по стопам своего печально известного предка, правившего во время исхода. В пророчествах Иезекииля (Иезекииль 2932) фараон демонстрирует такую же надменность, как и фараон исхода, живший свыше шестисот лет назад.

Иезекииль пишет о современном ему фараоне, который смел утверждать, что он создал Нил (Иезекииль 29:3). За такую его гордость Бог обещал погубить фараона и все его воинство (Иезекииль 31:11,18). Иезекииль видел апокалиптический суд над фараоном – день суда равнозначен «дню Господа» (Иезекииль 30:3).

Между судом, описанным Иезекиилем, десятью казнями в Исходе и видениями Божьего гнева в Откровении существует сходство. Например, о суде тьмы говорится в Исход 10, Иезекииль 32 и Откровение 9. Это сходство наводит на мысль, что фараон со своими характерными чертами не только служит примером тех, кто насмехаются над Божьей властью, но и олицетворяет неизбежную и вечную судьбу всех выступающих против истинного Царя.

См. также: ЕГИПЕТ, КНИГА ИСХОД, ЯЗВА.