ЕЛЕЙ, МАСЛО (OIL) Словарь библейских образов

О елее, или масле, в Библии упоминается около двухсот раз. Эти упоминания располагаются на двух полюсах ряда: одни относятся к употреблению масла в повседневной жизни, а другие – к его использованию в особых или даже священных случаях.

В библейские времена масло получали из разных источников – животных, растительных и минеральных. Во Вт. 32:13 и Иова 29:6 есть поэтический образ елея, который источается из скалы как символ плодородия и процветания. В некоторых иудейских преданиях дерево жизни в Едеме считалось масличным деревом, символизирующим значение масла в повседневной жизни. Масло было одним из основных продуктов в обетованной земле (4-я Царств 18:32; Иеремия 40:10). Оно употреблялось для множества целей: как составная часть пищи (3-я Царств 17:12), как косметическое средство (Екклесиаст 9:7-8), как горючее для светильников (Исход 25:6), как лекарство (Исаия 1:6). Масло было также важным экспортным товаром (3-я Царств 5:11). Кроме того, елей использовался в жертвоприношениях и при помазании для введения в должность.

Самым распространенным источником масла были маслины. Их сбивали с деревьев шестами (Исаия 17:6), а затем превращали в мягкую массу. Когда эту массу помещали в плетеные корзины, из них вытекало самое чистое масло самого высокого качества, называвшееся «выбитым елеем», о котором не раз упоминается в Библии (Исход 27:20; 29:40; Левит 24:2; Числа 28:5; 3-я Царств 5:11). После извлечения самого чистого масла более низкосортное масло получали выдавливанием и нагреванием массы.

Масло в повседневной жизни. Наряду с другими продуктами, такими как зерно и вино, масло считалось выражением самой сути жизни, знаком благословления и милости Бога, которые можно было утратить в результате непослушания (Вт. 11:13–17). Оно употреблялось в пищу, а также при выпечке хлеба и жарке. Вкус манны напоминал лепешки с елеем (Числа 11:8).

В некоторых случаях помазание елеем носило вполне обыденный характер. В климате, в котором сухость кожи вызывала проблемы, особенно для путников, помазание елеем освежало и восстанавливало силы (Псалтирь 22:5, где в буквальном смысле имеется в виду лечебное масло, которым смазывали пораненную овцу в загоне в конце дня). В других местах помазание елеем служит образом веселого и праздничного настроения (Псалтирь 103:15; Екклесиаст 9:8). Есть также намеки на помазание елеем как на честь, которую оказывают гостю (От Луки 7:46).

Масло широко употреблялось также как лечебная мазь. Псалтирь 22:5 показывает это в пасторальной обстановке с пастырем, умащивающим порезы или ушибы овцы. Масло ценилось и как целебное средство для людей. Масло смягчало раны, и в Иакова 5:14 оно связывается с Божьим активным вмешательством в ответ на молитвы людей.

Еще одним светским применением масла было его использование как горючего для светильников. Во времена Иисуса обычно пользовались небольшими ручными лампами. С учетом их малой вместимости важное значение имел запас горючего, и такая ситуация легла в основу одной из притчей Иисуса (От Матфея 25:3-8).

Использование масла в особых случаях. На другом конце спектра елей в Библии связывается с одним из самых торжественных и впечатляющих обрядов ветхозаветной религиозной и гражданской жизни. Елей использовался в ритуальном помазании для отделения пророка (Исаия 61:1), священника (Левит 8:30) или царя (1-я Царств 10:1). О елее помазания говорится как о «елее радости», учитывая праздничную атмосферу события.

Яркая тема помазания проходит через весь Ветхий Завет в виде упоминаний об обещанном избавителе, который дважды называется «Помазанником», или Мессией (Даниил 9:25-26). Помазание это метафорическое, его совершает Святой Дух (Псалтирь 2:2; Исаия 61:1). В Новом Завете символика помазания связывается с Иисусом, Мессией (К Евреям 1:9), в том числе с помазанием Его ног Марией (От Иоанна 12), а также с помазанием Его тела (От Иоанна 19:39-40).

Другим примером значения елея служит ветхозаветное поклонение, в котором он приобретает сакральный смысл. Елей использовался во всесожжении и смешивался с различными пищевыми приношениями. Он занимал также видное место в обрядовом очищении. Ощущение привкуса елея вызывают у читателя около сотни упоминаний о нем в последних четырех книгах Пятикнижия.

Даже физические свойства елея помазания демонстрировали богатство этого образа. Прежде всего елей был ароматным. Основой различных душистых лосьонов служило оливковое масло, но в Исход 30:22-33 при описании особого елея помазания из редких и дорогих благовоний говорится о тончайших примесях. Большинство из них привозили из таких далеких стран, как Индия. Ароматическими благовониями славились Персия, Индия и Аравия. Елей из смирны (Исход 30:23) отличался особенно душистым запахом (Псалтирь 44:9; Притчи 7:17). Другими ингредиентами ароматного елея помазания были корица и бальзам.

Елей как символ. Такие особенности древней культуры и жизни, естественно, становились богатыми источниками символов. Обладание елеем было признаком процветания и изобилия, равно как и Божьего обеспечения (Иов 29:6; Иоиль 2:24). Масличное дерево в Книга Судей 9:9 хвасталось, что его туком «чествуют богов и людей». Обольстительные слова врага сравниваются с мягкостью масла (Псалтирь 54:22). Завлекающие речи неразборчивой в половых связях жены мягче елея (Притчи 5:3).

Божье благоволение сравнивается с помазанием головы елеем (Псалтирь 22:5; 44:8; 91:11), и такое же сравнение используется при изображении единения паломников (Псалтирь 132:1-2). В Песни песней превозносится любовь женщины, наполненная благоуханием ее аромата, в котором выражается сама любовь (Песни Песней 4:10). Доброе имя лучше дорогой масти (Екклесиаст 7:1, здесь образ основывается на игре слов – «имя» [sem] и «масло» [semen]; ср. Песни Песней 1:2).

См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, МАЗЬ, ПОМАЗАНИЕ, СВЕТИЛЬНИК.

ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ. См. ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ.