ЕГИПЕТ (EGYPT) Словарь библейских образов

С самого начала библейского рассказа Египет предстает мощной, производящей сильное впечатление страной изобилия. Взаимоотношения между Божьим народом и Египтом часто бывали достаточно двусмысленными, но в основном контакты израильтян с этой древней империей и подражание ей считались вредными и саморазрушительными.

Вскоре после своего призвания Аврам отправился в Египет, чтобы пережить там период голода. Аврам достиг в Египте благословенного материального положения, но обманул фараона, опасаясь за свою жизнь, и был вынужден покинуть Египет в немилости (Бытие 12:10-20). Благодаря своему плодородию египетская земля ассоциировалась с Едемом, но в то же время сравнивалась с Содомом и Гоморрой (Бытие 13:10). То есть она символизировала место искушения, в котором можно добиться материального благополучия и одновременно потерпеть крах.

В рассказе об Иосифе эта двусмысленность выражается более тонко. Иосиф был продан братьями в рабство и попал в Египет, где Потифар поставил его своим домоправителем. Искушение проявилось в форме сексуального соблазнения, но Иосиф проявил верность своему хозяину и своему Богу. Тем не менее его несправедливо бросили в темницу, но он с Божьей помощью истолковал сны фараона, был освобожден и возведен в ранг визиря (Бытие 3941). Египет еще раз стал местом спасения от голода, когда сыны Иакова вместе со своими семьями пришли в этот щедрый край для пропитания и самосохранения (Бытие 4247). Но по иронии судьбы, несмотря на экономическую политику Иосифа, направленную на поддержание абсолютной власти (Бытие 47:20-26), новый фараон, который не помнил о нем, использовал свою власть для жестокого подавления Божьего народа (Исход 15).

После исхода Египет стал негативным символом в двух отношениях. С одной стороны, Египет служил образом рабства и угнетения. О рабстве Израиля напоминается во многих случаях как о примере злоупотребления, о котором не следует забывать. Божий народ не должен относиться к чужакам и неудачникам так, как к нему относились надсмотрщики в Египте. Израиль должен быть совершенно иным местом: местом прибежища, благодати и социальной опеки (Исход 23:9; Левит 19:34; Вт. 5:12–15; 15:12–15; 16:9–12; 24:17–22). Много лет спустя, резко осуждая социальную несправедливость, Амос риторически обращается к Египту как к свидетелю угнетения Израиля: Божий народ стал таким же несправедливым, как и его бывшие мучители (Амос 3:1-2,910; 8:8). В Новом Завете Иерусалим сравнивается с Египтом (и с Содомом; ср. Бытие 13:10) из-за насилия, совершенного над Мессией и двумя свидетелями (Откровение 11:3-8).

Со времени установления монархии Египет стал символом и в другом смысле. Он символизировал политический и военный соблазн в периоды острого национального кризиса обращаться за помощью к идолопоклонническим сверхдержавам, а не к Яхве. Такое отсутствие веры изобличается в нескольких пророческих текстах. Исаия пишет, что тень Египта может принести не защиту, а только бесчестье и поражение (Исаия 30:1-5; ср. Исаия 20:1-6; 31:1–7). Иезекииль сравнивает Израиль и Иудею с двумя неразборчивыми сестрами, блудившими в разных империях, в том числе в Египте (Иезекииль 23). Осия высмеивает Израиль как глупую птицу, порхающую из одной страны в другую в поисках помощи (Осия 7:11-12). Ассирийский посланник насмешливо сравнивает неэффективную помощь египтян с надломленной тростью, которая проколет опирающуюся на нее руку (4-я Царств 18:19-25; ср. Исаия 36:4-10). Иеремия порицает тех, кто после разрушения Иерусалима не доверился защите и попечению Яхве, а бежал в Египет, и провозглашает суд над ними (Иеремия 4243). Наконец, поражение морского Чудовища Раава (отголосок ближневосточного мифа о борьбе между Ваалом и Йамму) становится метафорой победы Яхве над Египтом (Исаия 51:9; Иезекииль 29:3-5 {«крокодила»}; Псалтирь 73:13-14 {«левиафана»}; 86:4 [К Евреям 11]). Но в будущем тот же самый Раав признает Яхве Господом (Псалтирь 86:4 [К Евреям 5]). Эта эсхатологическая надежда находит отклик в Исаия 19:18-25.

См. также: ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА, ИОСИФ, ИСХОД, МОИСЕЙ, ФАРАОН.

Библиография:

N.Frye, The Great Code: The Bible and Literature (Boston: Routledge and Kegan Paul, 1983).