ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ (MATTHEW, GOSPEL OF) Словарь библейских образов

В каждом из четырех евангелий занимают видное место и имеют большое значение особенности, отличающие его от других. Евангелие от Матфея было написано для иудеев, и в нем подчеркиваются образ Иисуса как Царя и исполнение ветхозаветных пророчеств. В нем также проявляется интерес к апокалиптическим и церковным вопросам. Расположение материала несет отпечаток аккуратности и склонности к скрупулезной систематизации и классификации, то есть признаков, соответствующих преданию, что автором этого Евангелия был сборщик податей и счетовод.

Самая характерная черта композиции книги состоит в ее построении по принципу перемежающихся повествовательных частей и речей с определенной связью между ними в каждом разделе. На деле это выглядит так:

– рассказ о ранних годах Иисуса (От Матфея 14) и первые требования к тем, кто хочет жить в Царстве Божьем (Нагорная проповедь в От Матфея 57);

– чудеса, совершенные Иисусом в пути (От Матфея 89), и речь о том, как ученики должны вести себя в пути (От Матфея 10);

– конфликты Иисуса с иудеями (От Матфея 1112) и Его притчи о вхождении в Царство (От Матфея 13);

– переживания учеников как выражение сути нового сообщества (От Матфея 1417) и речь об обязанностях ученичества в новом сообществе (От Матфея 18);

– события, связанные с завершающим путешествием Иисуса в Иерусалим (От Матфея 1923) и эсхатологическое наставление (речь на Елеонской горе в От Матфея 2425); события страстной недели, заканчивающиеся воскресением (От Матфея 2628).

Предположение, что композиционное построение из пяти речей – сознательная имитация пяти книг Пятикнижия, выглядит чисто умозрительным (хотя это соответствовало бы иудейской ориентации Евангелия), но преимущества такой схемы (возможно, как пособия для обучения новообращенных) несомненны. Можно загибать пальцы на руке, перечисляя пять речей, каждая из которых отвечает на определенный вопрос. На вопрос, как должны жить граждане Царства, отвечает Нагорная проповедь (От Матфея 57). На вопрос, как ученики должны проводить свои путешествия, отвечает миссионерская речь о служении (От Матфея 10). Желающие знать, какие притчи о вхождении в Царство рассказал Иисус, найдут целую их подборку в одной главе (От Матфея 13). Вопрос, как ученики должны вести себя друг с другом, находит ответ в речи о Смирении и прощении (От Матфея 18). Вопрос, как все закончится, получает ответ в речи на Елеонской горе о конце века (От Матфея 2425). Четкость композиции подчеркивается формулировкой, которой заканчивается каждый из этих разделов: «И когда Иисус окончил слова сии...» (см. От Матфея 7:28; 11:1; 13:53; 19:1; 26:1).

Очевидны и другие особенности. Мы видим, например, сбалансированность начала и конца. Пришествие Христа на землю в начале уравновешивается в конце Его предстоящим уходом на небо. Воплощение уравновешивается воскресением, рождение смертью. Действие начинается в Вифлееме и заканчивается в Иерусалиме. Свет Рождества (От Матфея 2:2) уравновешивается тьмой распятия (От Матфея 27:45). Иисусу поклоняются при рождении и насмехаются над Ним при распятии. Между этими полюсами располагается история жизни и служения Иисуса.

Нарисованный Матфеем портрет Иисуса характеризуется также тесной взаимосвязью повествования о Нем с Его учением – мы видим множество ясных аналогий между словами Иисуса и Его делами. Иисус косвенно призывает других к кротости (От Матфея 5:5), и Он Сам кроток (От Матфея 11:29; ср. От Матфея 21:5). Он предписывает быть милостивыми (От Матфея 5:7), и Он Сам милостив (От Матфея 9:27; 15:22; 20:30). Он приветствует пострадавших за Божью правду (От Матфея 5:10) и Сам страдает и умирает невинно (От Матфея 27:23). Иисус требует верности Моисееву закону (От Матфея 5:17-20) и Сам верно соблюдает этот закон в ходе Своего служения (От Матфея 8:4; 12:1–8, 9–14; 15:1–20). Он поощряет самоотречение перед лицом зла (От Матфея 5:39) и Сам не противится злу, совершаемому против Него (От Матфея 26:67; 27:30). Он призывает к личной молитве (От Матфея 6:6) и Сам восходит на гору, чтобы помолиться наедине (От Матфея 14:23). Более того, Иисус советует Своим последователям использовать в молитве определенные слова («да будет воля Твоя», От Матфея 6:10; «не введи нас в искушение», От Матфея 6:13) и Сам использует их в Гефсиманском саду (От Матфея 26:41-42). Он отвергает служение маммоне (От Матфея 6:19) и живет, не заботясь о деньгах (От Матфея 8:20). Он повелевает верующим нести свой крест (От Матфея 16:24) и Сам делает это в прямом и переносном смысле.

Матфей сознательно обращается к евреям в надежде убедить их, что Иисус есть обещанный Мессия и что ветхозаветные пророчества исполняются в Его жизни. Соответственно в его рассказе множество отголосков Ветхого Завета и ссылок на него. В От Матфея 15, например, текст раз за разом отсылает читателя к знакомому ему основополагающему рассказу в Книге Исход и тем самым учит, что Иисус есть новый Законодатель, Чье пришествие открывает новый исход. Приказ Ирода об избиении младенцев в Вифлееме (От Матфея 2:16-18) созвучен повелению фараона истреблять всех новорожденных еврейских детей мужского пола (Исход 1). Цитата из Осия 11:1 в От Матфея 2:15 напоминает об исходе, ибо в изначальном тексте слова «из Египта вызвал сына Моего» относятся к Израилю. Иисус, как и Израиль, находился в Египте, а затем вернулся на родную землю. В От Матфея 2:19-21 повторяются слова из Исход 4:19-20 – Моисей, когда ему сказали, что искавшие его души умерли, взял жену и детей и вернулся на землю, где он родился. То же самое произошло с Иисусом: когда Иосифу сказали вернуться в Израиль, ибо искавшие души Младенца умерли, он взял свою жену и Младенца и вернулся на землю, где родился его Сын.

Служение Иоанна Крестителя – исполнение Исаия 40:3 (LXX; см. От Матфея 3:3), в Ветхом Завете пророчество служило утешением для пленных в Вавилоне: впереди их ожидали новый исход и возвращение на землю. Крещение Иисуса в воде с последующим уходом в пустыню, где Он подвергается искушению, тоже напоминает исход (ср. особенно Вт. 8:2–3). Иисус, Чей сорокадневный пост напоминает сорокадневный пост Моисея (Исход 24:18), подобен Израилю, искушавшемуся голодом (Исход 16:2-8), желанием подвергнуть Бога испытанию (Исход 17:1-4; ср. Вт. 6:16) и идолопоклонством (Исход 32). В каждом случае Он приводит цитату из Второзакония – из Вт. 8:3 в От Матфея 4:4, из Вт. 6:16 в От Матфея 4:7, из Вт. 6:13 в От Матфея 4:10. После этого Иисус поднимается на гору, где обсуждает синайские заповеди (От Матфея 5:17-48) и дает Свои собственные.

Иудейскую ориентацию Евангелия от Матфея подкрепляют и другие мотивы. Иудеи придавали большое значение родословиям, и Матфей начинает с человеческой родословной Иисуса (ср. с показом Его божественного происхождения в начале Евангелия от Иоанна). Учитывая уважительное отношение иудеев к пророчествам, Матфей настойчиво привлекает внимание к роли Иисуса как Учителя. Иудеи были библейским народом, и Матфей не жалеет красок для доказательства того, что Иисус исполнил и привел к завершению написанное в Ветхом Завете. Иудеи были хорошо знакомы с апокалиптическими видениями конца, и Матфей включает в Евангелие речь на Елеонской горе о последних днях.

Еврейское воображение приятно возбуждалось при мысли о царе, и Матфей угождает ему, делая упор на образе Иисуса как Царя духовного царства. В теме Иисуса как Царя соединяются многие богословские положения Матфея. «Царство Божие» – это «Его» (Иисуса) Царство (От Матфея 13:41). Иисус носит царские титулы, в том числе «Сына Давидова» (От Матфея 1:1-18,20; 9:27 и т.д.) и Мессии (От Матфея 16:13-20; ср. 2-я Царств 7). В качестве Сына Человеческого, восседающего на Своем престоле, Он будет судить и властвовать (От Матфея 19:28; 25:31, 34, 40). Иисус въезжает в Иерусалим как Царь (От Матфея 21:5), и Его распинают как «Царя Иудейского» (От Матфея 27:11,29,37,42). В соответствии со Своим царским статусом в Евангелии, Иисус неоднократно изображается сидящим, то есть занимающим положение, свидетельствующее о властных полномочиях и покое (От Матфея 5:1; 13:2; 15:29; 21:7; 24:3; 25:31).

С учетом упора на образ Иисуса как Царя мотив Страдающего Раба в конце книги приобретает дополнительную силу. После вечери Господней, когда Иисус отказался пользоваться Своими царскими полномочиями (ср. От Матфея 26:53), Он не ставит больше Себя в положение лица, обладающего властью. Теперь сидят другие – ученики (От Матфея 26:36), Петр (От Матфея 26:58,69), служители (и, безусловно, первосвященник, От Матфея 26:58,62), Пилат (От Матфея 27:19), воины у креста (От Матфея 27:36). Иисус теперь стоит (От Матфея 27:11), падает на землю (От Матфея 26:39) и висит на кресте (От Матфея 27:35). В Его поведении во время крестных мук отражается временный отказ от власти и от всякой поддержки. Царь становится Страдающим Рабом из Книги Исаии (ср. От Матфея 8:17; 12:18–21).

Объединяющим фактором в Евангелии от Матфея служит география, и некоторые упомянутые там места обладают символическим значением. В Галилее Иисус начал Свое служение (От Матфея 4:12-25) и дал ученикам поручение продолжить Его миссию (От Матфея 28:16-20). В Галилее Капернаум и Назарет символизируют отвержение Божьей благодати (От Матфея 11:23-24; 13:54–58). Иерусалим – место конечного отвержения (распятия) и средоточие смертельных врагов, таких как Ирод, Пилат, первосвященники и старейшины народа.

Евангелие от Матфея характеризуется также темой конфликтов и контрастов. Нагорная проповедь заканчивается известным противопоставлением тесных и широких врат, истинных и ложных пророков, благоразумного и безрассудного строителя (От Матфея 7:13-27). Конфликты или контрасты присутствуют во всех притчах, собранных Матфеем. Свету на горе Преображения (От Матфея 17:1-2) противопоставляется тьма, опустившаяся на землю, когда Иисус висел на кресте (От Матфея 27:45). В более общем плане в образе Иисуса находит выражение вся полнота человеческих переживаний: Его унижают и превозносят, окружают святые и грешники, Он облачается в свет и окутывается тьмой, рождается и умирает.

Наконец, Матфею свойственно распределение материала на определенные количественные группы. Схему из трех частей можно увидеть в От Матфея 1:1-17; 4:1–11; 6:1–18; 7:7; 8:1–15 (три чуда исцеления); От Матфея 8:23-9 (три чуда проявления силы); От Матфея 9:14-17; 10:26, 28, 31; 10:37–38; 13:1–32 (три притчи о сеятеле); От Матфея 18:6,10,14; 21:18 – 22:14 (три притчи предупреждения); От Матфея 22:15-40 (три вопроса противников); От Матфея 26:39-44; 26:69–75; 27:11–17).

Схему из семи частей можно увидеть в От Матфея 6:9-13 (семь пунктов в варианте Матфея молитвы Господней); От Матфея 12:45; От Матфея 13 (семь притчей); От Матфея 15:34; 15:37; 18:22; 22:25; От Матфея 23 (семь предвещаний «горя»).

См. также: ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА, ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА, ИИСУС ХРИСТОС.

ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ. См. ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ.