ЕВА (EVE) Словарь библейских образов

Хотя имя Евы упоминается всего четыре раза, она, тем не менее, представляет собой важный библейский персонаж и архетип личности. Ее образ многогранен и неоднозначен, с положительными и отрицательными чертами, как и у всех, за очень небольшим исключением, персонажей, о которых рассказывается в Библии. Она стала прототипом женщины в человеческом сообществе и занимает положение, аналогичное Адаму как прототипу мужчины. С ней связываются, в первую очередь, образы жены и мужа, ребра, змея, запретного плода, его вкушения и проклятия в виде деторождения в муках.

Будучи сотворенной из Адамова ребра, Ева стала плотью от плоти Адама (Бытие 2:23). Она, как и Адам, создана по образу Божьему (Бытие 1:27), и они вместе получили повеление владычествовать над миром (Бытие 1:26-28).

Еве было предназначено также стать первой матерью, что побудило Адама назвать ее Евой иными словами, «матерью всех живущих» (Бытие 3:20). Второе упоминание этого имени в Писании подтверждает его пророческий смысл: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Бытие 4:1). Слова Адама о положении Евы как матери всех живущих относятся как к прошлому, так и к будущему, ибо в них выражается данное им Богом повеление «плодиться и размножаться, и наполнять землю» (Бытие 1:28).

Ева была и первой женой. Они с Адамом составили первую супружескую пару, стали прототипами мужа и жены. Когда Бог впервые привел Еву к Адаму, автор описывает эту сцену как установление церемонии брака (Бытие 2:24) словами, которые Иисус повторил в Своем учении о браке (От Матфея 19:4-6; От Марка 10:7-9). В качестве жены Адама Ева служит архетипом товарища и помощника, она названа помощником Адама, подобным ему (Бытие 2:20).

Даже в сцене суда после грехопадения Ева показана с положительной стороны. В то время как Адам пытался уклониться от ответственности, порицал Бога и Еву (Бытие 3:12), Ева мужественно и безоговорочно признала свершившиеся факты (Бытие 3:13). А Бог, наложив на Еву проклятие в виде мук при беременности и господства над ней мужа (Бытие 3:16), в то же время объявил, что именно через семя Евы явится Спаситель, Который поразит змея (Бытие 3:15).

О положительных качествах Евы сказано достаточно. Отрицательная сторона заключается, прежде всего, в положении Евы как первого падшего человека. В то же время необходимо подчеркнуть, что представление о Еве как об искусительнице и более широкий женоненавистнический взгляд, в котором Ева предстает в роли причиняющей одни неприятности и нечестной жены, относятся исключительно к постбиблейским преданиям. В библейском рассказе о грехопадении Ева не искушает Адама. Она первой ела плоды и «дала также мужу своему, и он ел» (Бытие 3:6). Здесь нет никакого искушения, хотя Бог и сказал Адаму: «ты послушал голоса жены твоей» (Бытие 3:17).

Это не означает, что Ева не отмечена позорным пятном грехопадения. Павел обращает внимание, что змей хитростью прельстил Еву (2-е Коринфянам 11:3), но акцент здесь делается на способности сатаны обольщать, а не на врожденной греховности Евы. Образ Евы действительно служит предостережением против греха, но не как человека, совратившего ко греху Адама, а как человека, введенного в грех сатаной. В 1-е Тимофею 2:14 тот факт, что Ева прельстилась и согрешила первой, приводится в качестве объяснения (подкрепленного аргументом, что она была сотворена второй) ее подчиненного положения в браке, но здесь нет никаких следов, получившего широкое распространение в постбиблейских преданиях представления о Еве, как об искусительнице. Следует также отметить, что грехопадение связывается с Адамом, а не с Евой (К Римлянам 5:12-14).

Последний образ Евы, поражающий воображение, проявляется в чувстве сострадания, которое вызывают ее поступки, приведшие к грехопадению и его последствиям. Читая рассказ об искушении Евы сатаной в саду, мы морщимся от боли, когда она соглашается с лживыми рассуждениями о том, почему им можно и желательно есть запретные плоды (Бытие 3:1-6). Ева показана жертвой искушения, а не искусительницей. Мы вновь переживаем разочарование, которое испытала первая чета, осознав свой позор и отчуждение от Бога (Бытие 3:7-8). Признав свою вину в сцене суда (Бытие 3:13), Ева молча несла наказание, выразившееся в суровых пророчествах Бога, что она будет следовать за мужем, служить ему и рожать детей в муках. Она безропотно последовала за Адамом из сада. Падшая Ева вместе с Адамом вела тяжелую жизнь за пределами Едемского сада и испытала боль, когда ее первенец стал убийцей своего брата и изгоем среди людей (Бытие 4:1-16).

См. также: АДАМ, ВИНА, ЖЕНА, ЖЕНЩИНА, ЗМЕЙ ИСКУСИТЕЛЬ, НЕВИННОСТЬ, ОБМАН, ПЛОД, САД.