Трудно представить себе мир без древесины. Это один из наиболее полезных природных материалов, доступных человечеству. Деревья растут везде, за исключением самых засушливых пустынь. Древесина используется для разжигания огня, строительства домов и изготовления многочисленных изделий: орудий труда, утвари, оружия, кораблей, сухопутного транспорта, музыкальных инструментов, украшений. В зависимости от качества дерева, его можно рубить, резать, раскалывать, выдалбливать, заострять, сращивать, сверлить, придавать форму, сушить, обтесывать, делать пазы, закруглять, выравнивать, обтачивать и полировать. Сегодня все эти и многие другие задачи чаще всего выполняются с помощью совершенной техники, и мы не задумываемся о происхождении деревянных предметов, которыми пользуемся. Нам нетрудно забыть о том, что на протяжении большей части человеческой истории для изготовления деревянных изделий нужны были не только острые орудия, навыки и изобретательность, но также физическая сила, усердный труд, много времени и терпения.
В Библии мы встречаем названия разных деревьев, известных благодаря качеству своей древесины. Кедр, кипарис, можжевельник, дуб, сосна, тополь, тамариск, ива, мирт и маслина обладают разными качествами и ценностью. Древесина некоторых из них использовалась широко, других – в каких-то конкретных целях. Ароматный и долговечный кедр широко применялся при строительстве храма Соломона. Кипарисовое дерево применялось для строительства домов, судостроения, изготовления идолов, мебели и дверей. Быстро растущий тополь использовался для изготовления крыш и строительства, тамариск – для растопки, ива – для создания простых повседневных вещей, таких как корыта, сита и рукоятки, крупнозернистая древесина маслины – для строительства, изготовления домашней утвари и полированных украшений. Это лишь немногие примеры разнообразного использования древесины в библейские времена. Образ древесины в Библии связан с ее разнообразными вариантами использования и ценностью. Можно выделить несколько основных областей использования этого образа.
Скиния и храм. Древесина была основным строительным материалом при создании скинии и ее убранства. Рама, перекладины и столбы скинии сделаны из дерева акации, также как ковчег, жертвенник всесожжения, жертвенник воскурений и стол для хлебов предложения. Израильтяне, у которых была древесина акации (а также другие строительные материалы) принесли ее в дар для скинии (Исход 35:24 {«ситтим»}), резчики по камню и дереву работали над созданием различных принадлежностей скинии (Исход 31:5; 35:33). Древесина – один из материалов, упоминаемых в небесных указаниях, данных на Синае. Из нее была создана основа скинии и большая часть ее убранства. Древесина связана с темой поклонения и в храме Соломона, при строительстве которого применялось лучшее дерево (Исаия 60:13). Мы читаем, что херувимы (3-я Царств 6:23), двери (3-я Царств 6:31) и дверные притолоки (3-я Царств 6:33) были сделаны из маслины, пол был выложен сосной (3-я Царств 6:15 {«кипарисовыми досками»}), а балки, крыша и стенные панели были из ливанского кедра.
Древесина так активно использовалась при строительстве храма, что, отмечается с гордостью, «камня не видно было» (3-я Царств 6:8-20). Количество и качество этого материала описывается так, что предполагается роскошь, достойная дворца Царя Небесного (см. 1-я Паралипоменон 22:14; 29:2). Дорогое и ароматное дерево ливанского кедра настолько тесно было связано с храмом Соломона, что сам «ливанский кедр» становится метафорическим обозначением храма и его славы (Псалтирь 91:13-14; Исаия 60:13; Иеремия 22:23; Иезекииль 17:3,12; см. также Сир. 50:14). Неудивительно, что в видении Иезекииля о новом храме пороги, окна, галереи – все покрыто древесиной (Иезекииль 41:16) и стоит деревянный жертвенник (Иезекииль 41:22).
Древесина и жертвоприношения. Дерево связано не только с архитектурой и убранством места поклонения, но и с жертвенным огнем. В истории об Аврааме и жертвоприношении Исаака Авраам нарубает дров, а Исаак несет их. Когда Исаак уже лежит поверх дров и Авраам держит в руке нож, напряжение в истории достигает своей кульминации (Бытие 22). Дерево – жизненно важная часть образа жертвоприношения в Ветхом Завете, и сожжение дерева на жертвеннике неоднократно упоминается в Книге Левит, хоть и не описывается. Мы вполне можем представить себе, какое большое количество дерева срубали, перевозили, складывали в груды и сжигали во время храмовых праздников, хотя в Ветхом Завете практически ничего об этом не говорится (Неемия 10:34; 13:31).
В Ветхом Завете есть несколько историй о жертвенном дереве, представляющих интерес: деревянный шест Астарты, уничтоженный Гедеоном (Книга Судей 6:26); деревянная тележка, на которой везли ковчег завета (1-я Царств 6:14); дерево молотилок и ярма волов, которое использовалось для жертвы всесожжения на гумне Орны (2-я Царств 24:22; 1-я Паралипоменон 21:23); хворост на жертвеннике Илии на горе Кармил, политый водой и потом воспламенившийся (3-я Царств 18). Дерево горит вместе с жертвой. Бог выбрал это топливо для жертвоприношений, которые должны жечь перед Ним; оно усиливает аромат, восходящий к небесам. Оно участвует в символическом очищении людей от греха, вины и неблагодарности сердца.
На страницах Ветхого Завета древесина – обычный материал, дар мира природы, который используется для священных целей без внимания к его происхождению или типу. Что касается его чистоты или нечистоты, мы читаем лишь, что древесина, наряду с тканью, кожей и мешковиной, оскверняется при соприкосновении с мертвым телом (Левит 11:32) и должна подвергнуться очищению (Числа 31:20). Только кедровая древесина, вместе с червленой нитью, иссопом и птицей, особо предписана для священных обрядов, очищения прокаженных (Левит 14:4-6) или «дома, на котором язва» (Левит 14:48-57).
Деревянные идолы. Так как древесина занимает почетное место в святилище и на жертвеннике, и даже покрыта золотом, из нее никогда не следует вырезать изображения богов и поклоняться им. В контексте художественного мастерства Израиля деревянные изделия должны были побуждать поклоняться Богу в Его величии и славе. Деревья полевые хлопают в ладоши и поют, прославляя Бога: дерево должно славить Бога, а не приписывать себе Его славу.
В Ветхом Завете решительно осуждаются и высмеиваются деревянные идолы – верх человеческого безумия. Эта библейская сатира начинается во Второзаконии, с предупреждения против идолопоклонства и поклонения «богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют» (Вт. 4:28; см. также Вт. 28:36, 64; 29:17). Живой, милостивый и могущественный Бог Израиля, избавивший Свой народ из Египта, противопоставляется языческим идолам, сделанным из безжизненного, плотного, неуклюжего материала, не отвечающего на молитвы и жертвы. Этот сатирический образ никак не отражает языческого представления о связи между идолом и его духовной реальностью. Он высмеивает видимое явление. Этот образ Езекия использует в своей молитве: боги народов, побежденных ассирийцами, были брошены в огонь и сгорели, «но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их» (4-я Царств 19:18; см. также Исаия 37:19). Яхве же – живой Бог, Который избавит Свой народ. Пророки, особенно Исаия, развивают запоминающийся образ деревянного идола. Человек «выбирает дерево» и ищет ремесленника, который сделал бы для него твердо стоящего идола (Исаия 40:20). Человек рубит кедр, кипарис, дуб или сосну. Половину дерева он сжигает, готовит себе еду, поджаривает мясо, греется – все это правильное и подобающее использование дерева, – а из остатка он делает себе идола! (Исаия 44:13-20). Перед этим деревянным Богом он кланяется и говорит: «Спаси меня; ибо ты бог мой» (Исаия 44:17). «И не возьмет он этого к своему сердцу... буду ли поклоняться куску дерева?» (Исаия 44:19).
Ирония этого отрывка шокирует, если не комична; она встречается у пророков снова и снова, обретая все новые нюансы. «Говоря дереву: “ты мой отец”, и камню: “ты родил меня”... они оборотили ко Мне спину» (Иеремия 2:27). Израиль «прелюбодействовал с камнем и деревом» (Иеремия 3:9). Израиль хочет быть как другие народы, «служить дереву и камню» (Иезекииль 20:32). Валтасар славит «богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных» (Даниил 5:4,23). Заблудший Божий народ «вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ» (возможно, имеется в виду какой-то способ прорицания, Осия 4:12). Верх отступничества Израиля – человек «говорит дереву: “встань!” и бессловесному камню: “пробудись!”» (Аввакум 2:19). Образы из книг пророков вновь повторяются в Книге Откровение: выжившие после шестой трубы не раскаиваются и продолжают поклоняться «золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» (Откровение 9:20), не говоря уже о том, чтобы спасти их от погибели.
Суд. Горящее дерево может также быть образом суда. Исаия говорит о Тофете, месте в долине Енном вне Иерусалима, где собирались идолопоклонники, что Бог воспламенит там большое количество древесины в качестве погребального костра для ассирийцев (Исаия 30:33). Бог обещает Иеремии: «Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ – дровами» (Иеремия 5:14). Для Иезекииля жители Иерусалима – негодная лоза, которую можно пустить только на растопку:
Какое преимущество имеет дерево виноградной лозы пред всяким другим деревом
и ветви виноградной лозы – между деревами в лесу?
Берут ли от него кусок на какое-либо изделие?
Берут ли от него хотя на гвоздь, чтобы вешать на нем какую-либо вещь?.,
как дерево виноградной лозы между деревами лесными Я отдал огню на съедение,
так отдам ему и жителей Иерусалима (Иезекииль 15:2-6).
Иезекииль кладет хворост под котелок и зажигает огонь, чтобы варить кости овцы. Так он показывает, что Яхве собирает дрова для суда над городом кровопролития, Иерусалимом (Иезекииль 24:5-10).
Для Исаии Ассирия – всего лишь деревянное оружие в руке Бога. Когда Бог завершит наказание Иерусалима, Он поступит с ассирийцами как Ему будет угодно и Ассирия не может контролировать Бога. Топор, жезл или дубинка не управляют рукой, которая размахивает ими, и Ассирия не справится с рукой Бога, Который «не дерево» (Исаия 10:15).
Собирание дров. Рубка и собирание дров – трудоемкая задача даже для тех районов, где много деревьев. В библейском повествовании суббота – день отдыха, предвещающий окончательный покой, когда собирать дрова больше не придется. Его поразительная святость видна из факта, что человека, собиравшего дрова в субботу, казнили (Числа 15:32-36). Образ иноземцев, работавших на израильтян, замечательно прослеживается в словах о «секущих дрова твои» и «черпающих воду твою» (Вт. 29:11). Бедность и уязвимость вдовы описывается так: она собирает несколько веточек, чтобы приготовить свою последнюю пищу (3-я Царств 17:10-12). Дни благополучия, когда у семьи были слуги и когда дров было в избытке, оттеняют образы суда и скорби, когда «дрова наши достаются нам за деньги» (Плач Иеремии 5:4), «отроки падают под ношами дров» (Плач Иеремии 5:13), а дети собирают дрова, пока отцы разжигают огонь (Иеремия 7:18). Но Иезекииль видит также, что после суда наступит день, когда Израилю не нужно больше будет собирать дрова на полях и рубить деревья в лесах, так как на растопку пойдет деревянное оружие: щиты, луки, стрелы, дубинки и копья (Иезекииль 39:9-10).
Разные образы. В Библии есть и другие образы, связанные с древесиной. Левиафан (см. ЧУДОВИЩА) так могуч и ужасен, что железо для него – как солома, а медь – как гнилое дерево (Иов 41:19). Повседневный образ горящего дерева породил две притчи о раздорах: «Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает» (Притчи 26:20); «Уголь – для жару и дрова – для огня; а человек сварливый – для разжжения ссоры» (Притчи 26:21). Некоторые разновидности деревьев символизируют богатство и могущество. Кедровая древесина – атрибут царской роскоши, и в Песни песней возлюбленная представляет, как ее любимого несут в носилках из ливанского кедра (Песни Песней 3:9). Тир представлен как великолепный корабль, сделанный из лучшей древесины: палуба из сосны, мачта – из кедра, весла из дуба и помосты – из кипариса (Иезекииль 27:5-6).
Но в перечне материалов для строительства и изготовления разных изделий древесина занимает одно из последних мест. В видении Исаии о новом творении народы будут нести в Сион золото вместо бронзы {меди}, серебро – вместо железа, бронзу – вместо дерева и железо – вместо камня (Исаия 60:17). Павел утверждает, что основания нового Божьего храма создаются из разных материалов; в последние времена станет понятно, кто строил из золота, серебра и драгоценных камней, а кто – из дерева, сена или соломы (1-е Коринфянам 3:12). В доме Божьем древесина – полезный, но обычный материал: там есть сосуды из золота и серебра, но и есть сосуды из дерева и глины; одни служат для благородных целей, другие – для обыкновенных (2-е Тимофею 2:20).
Образ древесины связывается со спасением, когда ковчег Ноя, построенный из дерева гофера, спасает его и его семью от потопа. Дерево также становится символом изменения положения, когда Моисей бросает дерево в горькую воду и она становится сладкой (Исход 15:25) или когда Елисей бросает кусок дерева в Иордан и потерянный топор всплывает (4-я Царств 6:1-7). В пророчестве Иезекииля Ефрем и Иуда представлены двумя деревянными жезлами, которые чудесным образом сращиваются в один, указывая на возрождение Израиля. Хотя в Новом Завете недостаточно явно развит образ сына плотника, умирающего на деревянном кресте, в нем говорится, что Христос умер на xylon – слово, обозначающее «дерево» или «древесину» (Деяния 5:30; 1-е Петра 2:24; К Галатам 3:13). Христианская традиция правильно восприняла и развила образ «древа» как двойственный символ искупления и суда.
См. также: ДЕРЕВО, ЖЕРТВА, ЗОЛОТО, ИДОЛЫ, КАМЕНЬ, КОВЧЕГ, КРЕСТ, ОГОНЬ, СЕРЕБРО, СКИНИЯ, СОЗИДАНИЕ, ХРАМ.