ДОСУГ (LEISURE) Словарь библейских образов

Досуг – более широкое понятие по сравнению с развлечением. В самом кратком виде его можно охарактеризовать как свободное от работы и забот время. Но он может также включать в себя и определенные занятия (в том числе игры, культурные мероприятия, развлечения и общественные дела), в конечном счете это – образ жизни.

Изначальный образ досуга – отдых Бога на седьмой день творения: Бог «почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Бытие 2:2). Хотя Бог благословил этот день отдыхом от работы (Бытие 2:3), в начале это не было связано с поклонением (Бог не нуждался в особом дне для поклонения), а только с прекращением работы. В этом образе отдыха подразумеваются эстетическое созерцание и восхищение, ибо читаем: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:31). К этому можно добавить образ покоя: «В день седьмой [Бог] почил и покоился» (Исход 31:17).

Итак, изначальный образ досуга выражается в субботнем отдыхе. В итоге он стал ассоциироваться с установленным днем поклонения в недельном цикле, который израильтянам предписывалось считать святым, не занимать никакой работой и посвящать отдыху (Исход 20:8-11). Кроме того, ежегодные праздники ветхозаветного календаря тоже посвящались совершению религиозных обрядов и организации священных собраний, во время которых израильтянам предписывалось «никакой работы не работать» (Числа 28:18,2526). Эти религиозные праздники служат в Библии еще одним важным образом досуга. Праздник пурим описывается в Книге Есфирь как день, который проводят «в веселии и пиршестве, как день праздничный, посылая подарки друг ко другу» (Есфирь 9:19). Остаток, вернувшийся из плена, отмечал праздник кущей в «радости весьма великой», и «праздновали праздник семь дней» (Неемия 8:17-18), живя в кущах с семьями и соседями. Даже ветхозаветные паломничества в храм несли отпечаток проведения досуга (как в привычных нам лагерях или загородных поездках), в сочетании с прекращением работы, путешествием, общением и поклонением Богу.

Романтический досуг и ухаживание – одна из тем Песни песней. Основное занятие возлюбленных в этой книге заключается в совместном проведении приятного досуга на фоне прекрасной природы в условиях, далеких от жизненных проблем повседневности.

Тема досуга присутствует и в псалмах. Псалтирь 22 представляет собой пасторальный метафорический рассказ о Божьем обеспечении Своих творений. Проведение досуга выражается, в частности, в покое на зеленых пажитях и в прогулках к тихим водам. Это образ уединения, оазиса в мире трудов и забот. В другом псалме нас призывают «остановиться», буквально «прекратить потуги» (Псалтирь 45:11). В псалмах, где показаны образы природы, подразумевается призыв к эстетическому и религиозному созерцанию природы, а в одном из них природа прямо связывается с досугом (Псалтирь 103:15,26).

Дополнительные образы досуга показаны в жизни Иисуса. Например, Иисус довольно часто посещал трапезы в качестве приглашенного гостя. В одном из таких случаев Иисус превратил воду в вино, чтобы свадьба продолжалась (От Иоанна 2:1-11). В евангелиях описываются эпизоды, когда Иисус не только уединялся для личной молитвы и размышлений (От Марка 6:45-47; От Луки 6:12; 9:28), но и побуждал учеников удаляться от людей в пустынное место для отдыха (От Марка 6:30-32). В речи Иисуса об избавлении от забот и тревог, особенно в афористическом призыве «посмотреть на полевые лилии» (От Матфея 6:25-34), отчасти выражается подтверждение значения досуга для обуздания стяжательских настроений и как противоядия чрезмерному вниманию к материальным сторонам жизни. Ветхозаветным примером человека, который по вечерам выходил «поразмыслить», служит Исаак: «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить» (Бытие 24:63).

Другая сторона библейских образов досуга выражается в его извращении в падшем мире. Павел представляет краткий перечень безнравственного проведения досуга («дел плоти»), называя в том числе прелюбодеяние, блуд, нечистоту, пьянство и бесчинство (К Галатам 5:19-21). Самодовольное потакание своим прихотям показано в притче Иисуса о безрассудном земледельце, который в гедонистской самоуверенности ведет внутренний диалог: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (От Луки 12:19). Самый развернутый образ неуправляемого досуга – досуга, обреченного на неудачу попыткой получить от него больше удовольствия, чем он может предоставить, – находит выражение в исканиях автора Екклесиаста (Екклесиаст 2:1-11). Пророк Амос использует образ музыки для изображении общества, в котором досуг выродился в праздность, поиск наслаждений, пустые забавы, пьянство и стремление выглядеть физически привлекательным (Амос 6:4-6).

Таков библейский образ досуга: отказ от стяжательства, отдых от работы, участие в празднествах, поклонении и созерцании. Надлежащее его проведение требует бдительности, дабы уберечь его от потенциальных злоупотреблений, но в принципе основной смысл досуга в Библии положительный – это то, чем занимается Сам Бог и чем Он повелевает заниматься людям.

См. также: ИГРА, ПОКЛОНЕНИЕ, ПОКОЙ, ПРАЗДНИКИ, ПСАЛМЫ О ПРИРОДЕ, РАБОТА, СУББОТА, ТОРЖЕСТВА.