ДОМ (HOME, HOUSE) Словарь библейских образов

Слова «милый отчий дом» стали сентиментальным клише, но в них все равно выражается тоска по дому, даже если реальность не такая уж радужная. В англиканской «Альтернативной богослужебной книге» (1980 г.) есть пользующаяся большой популярностью молитва, которая начинается со слов: «Отче наш, благодарим и прославляем Тебя за то, что, хотя мы еще далеко, Ты уже встречаешь нас в Сыне Твоем и ведешь нас домой».

Если дом в смысле жилища необходим человеку для физического выживания, то дом в смысле родного очага необходим для его самореализации – эмоциональной, психологической и духовной. Такое удобное современное разграничение между домом (просто жилищем) и родным домом (в смысле определенной принадлежности) в древних культурах проводилось не всегда. Поэтому в Библии слова, выражающие эти значения, часто употребляются как взаимозаменяемые понятия. Русские слова, связанные с понятием «дом», служат переводом большого числа слов на еврейском и греческом языках.

Ветхий Завет. Шатер. В слове, встречающемся, например, в Книга Судей 19:9, 2-я Царств 20:1 и 4-я Царств 13:5 и переводимом на русский язык как «шатер» или «дом», подчеркивается мысль о происхождении еврейского народа. Они были кочевниками, Странствующим народом с переносными жилищами. В истории рода человеческого, изображенной в Ветхом Завете, показано множество бездомных или блуждающих по пустыне людей. Адам и Ева были изгнаны из самого лучшего дома, который только можно себе представить (Бытие 3:23-24). Каин стал скитальцем после убийства брата (Бытие 4:14). Основоположник рода Авраам странствовал на широком пространстве между современным Ираком и Египтом и путешествовал в Ханаан, и у него, возможно, никогда не было своего дома («отец мой был странствующий Арамеянин», Вт. 26:5; но ср. с его жительством в Гераре, Бытие 20:1), а единственным его земельным владением был участок для захоронения членов семьи при Махпеле (Бытие 23). Избранный народ находился в изгнании в Египте, и последовавшие за этим сорок лет странствий при Моисее рисуют яркую картину жизни народа, чьим вынужденным домом была пустыня. Израиль жил в шатрах и при этом все время стремился в свой настоящий дом – обетованную землю.

История Израиля дополняется повторным отрывом от корней после нескольких веков оседлой жизни на родине. Пленные в Вавилоне тосковали по дому («При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе... Как нам петь песнь Господню на земле чужой?», Псалтирь 136:1,4). Далеким казался не только дом, но и Бог.

Итак, первым домом евреев был шатер, и они вели кочевой образ жизни, мечтая о настоящем доме. Их взоры были, естественно, направлены на Бога («Всевышнего избрал ты прибежищем твоим», Псалтирь 90:9).

Место покоя. Голубь, вылетевший из ковчега, «не нашел места покоя для ног своих» (Бытие 8:9). В Числа 10:33 то же слово обозначает пристанище отдыха израильтян после длительного перехода. В Руфь 3:1 это дом, место, которое она должна получить. В образе выражается мысль об облегчении, о возможности спокойно вздохнуть и расслабиться в безопасном месте.

Место лежки. Это слово, связанное с предыдущим и относящееся к животному миру, использовано в Исаия 65:10 и Притчи 24:15, где люди показаны как часть животного царства и как нуждающиеся в жилище (см. ЛОГОВИЩЕ).

Место, куда возвращаются. Слово, обозначающее «возвращение», связывается с домом в Руфь 1:21 (а также в 1-я Царств 18:2; 2-я Царств 14:13; Иов 39:12). В KJV отрывок Исаия 30:15, где использовано это слово, переводится как «возвратившись на место и в покой, вы спасетесь». В NIV предпочтение здесь отдается переводу данного слова как «покаяние» {«оставаясь»}. Общая идея выражается в удовлетворенности возвращением домой после отсутствия.

Дом. Обычные слова для выражения понятия «дом», как и можно было бы ожидать, встречаются в Ветхом Завете сотни раз. Они часто используются в значении помещения, как в Исход 9:19-20, где говорится о необходимости собрать стада в доме из-за угрозы града. В Левит 18:9 под домом подразумевается место жительства семьи. Слово часто используется в общем смысле, в частности, «быть дома» или пойти «домой» (Бытие 43:26; Вт. 24:5; 4-я Царств 14:10). Дом в значении «домашние» впервые появляется в Бытие 18:19 и впоследствии повторяется множество раз. В этом смысле он обычно означает не только семью, но и весь домашний персонал. Он используется также в значении «династия», как в случае с «домом Давидовым» (3-я Царств 12:19).

Вечный дом. В Екклесиаст 12:5 смерть названа «вечным домом». Смысл заключается в обретении окончательного пристанища: попав туда, человек уже не сможет вернуться. Образ смерти как перехода в желанный дом мы увидим только в Новом Завете.

Божий дом. «Возрадовался я, когда сказали мне: “пойдем в дом Господень”» (Псалтирь 121:1). Иерусалимский храм был местом паломничества, поскольку именно его Бог избрал местом Своего пребывания (Вт. 12:4–5; 3-я Царств 8:29; 4-я Царств 23:27). Но Бог Израиля не был просто духом, относившимся к определенному месту: «Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил», – сказал Соломон (3-я Царств 8:27). Вместе с тем, такой возвышенный взгляд было трудно отстаивать в окружении хананеев и филистимлян, поклонявшихся иным богам. Разве Бог не присутствует конкретно в скинии и ковчеге завета? В Исходе Бог сказал Моисею: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исход 25:8). Совершенно очевидна и более поздняя символика присутствия Бога в ковчеге завета: «Возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он [или «Он»] пойдет среди нас, и спасет нас от руки врагов наших» (1-я Царств 4:3; 1-я Царств 4:1-7; 2-я Царств 6). Исаия, однако, вторит Соломону: «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня?» (Исаия 66:1). Бог был дома как на небе, так и на земле. Тем самым в Ветхом Завете предвосхищается Воплощение.

Другие значения. Слово дом может означать определенные обстоятельства или условия жизни, как в Исход 13:3 и Вт. 5:6 («дом рабства» или «земля рабства» NIV). Другой необычный случай использования слова связан с личностью или репутацией человека («дом ее ведет к смерти» [Притчи 2:18]).

Новый Завет. Между Ветхим и Новым Заветами нет резкого различия в употреблении слова «дом» в повседневном смысле. Вместе с тем, христианская церковь начала использовать этот образ применительно к себе и рассматривать вечную жизнь как воплощение конечного и идеального дома.

Свое место. В слове, использованном в От Иоанна 1:11; 16:32; 19:27; 20:10 и Деяния 21:6, подразумевается «свое (место)», где человек может по праву рассчитывать быть принятым. В От Иоанна 1:11 показано, что Иисус, «Слово, ставшее плотию», имеющий полное право быть в одном доме со Своим народом, был отвергнут. В К Титу 2:5 использовано другое слово, в котором подразумевается пребывание в доме.

Домашнее хозяйство. Под семьей понимаются «дом» и «домочадцы» (От Матфея 8:6; 10:25; От Луки 10:5; 15:8; Деяния 16:31-34; 1-е Коринфянам 11:34; 14:35). В 1-е Тимофею 3:2 предписывается проявление гостеприимства {«страннолюбив»}, а хороший пример его показан в Деяния 16:15.

Тело. Человеческое тело – наш дом. Это служит темой притчи о нечистом духе (От Матфея 12:44; От Луки 11:24-25). Павел развивает эту метафору во 2-е Коринфянам 5:1-10. Тело – наша «земная хижина», но, «водворяясь в теле» (2-е Коринфянам 5:6), мы устраняемся от Господа. Когда наше внимание поглощено своекорыстными заботами, мы не оставляем места для Бога в своей жизни. Эту картину Павел дополняет образом духовного строителя в 1-е Коринфянам 3:10-15. Христианское тело – дом, в котором живет Бог (От Иоанна 14:23; 1-е Коринфянам 3:16-17; 6:19–20; К Ефесянам 3:17). Таким образом, христиане в совокупности образуют Божий дом или Божью семью на земле.

Церковь, семья Бога. Церковь представляет собой одновременно Божий дом на земле (От Марка 13:34-35) и наш дом как членов Его семьи (К Ефесянам 2:19; 1-е Тимофею 3:15; 2-е Тимофею 2:20-21; К Евреям 3:6,1012). Мы составляем духовный дом, построенный из живых камней (1-е Петра 2:5). В ранней церкви Божьим домом мог быть и личный дом человека как место поклонения (см. Деяния 2:46).

Мир. Под понятием «устройство дома» подразумевается домостроительство и мироустроение (икономия, от греческого слова oikos, «дом»), затем, в более широком смысле, «мироустройство» и, наконец, сам «мир» или «вселенная». В таком смысле это слово употребляется, например, в От Матфея 24:14 (а также в От Луки 2:1; 4:5; Деяния 17:6; К Римлянам 10:18; К Евреям 1:6; Откровение 16:14).

Небо. Иисус в общих чертах показал согревающую сердце картину будущей жизни в Божьем доме (От Иоанна 14:1-4). Дом Бога полон приготовленных для нас обителей. Этот положительный образ жизни после смерти полностью затмевает «вечный дом» в Екклесиаст 12:5. В доме Отца воплощаются все мечты людей о безопасном и обустроенном будущем. «Надежды и страхи всех лет» завершаются в конечном идеальном доме – этот образ находит выражение в нарисованной Дж. Толкиеном картине Ривенделла в книге «Властелин колец».

Дом Иисуса. Иисус родился в Вифлееме, но домом Его детства был Назарет (От Матфея 2:23). Одно время Он, вероятно, жил в Капернауме (От Марка 2:1). Нет сомнений, что Он чувствовал Себя «дома» у Марфы, Марии и Лазаря в Вифании (От Иоанна 11). В более широком смысле Иисус считал Своим домом мир («пришел к своим», От Иоанна 1:11), но у Него никогда не было постоянного места жительства. «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (От Матфея 8:20). Образ жизни Иисуса действительно был таким, но в нем отражалось также Его стремление вернуться в Свой подлинный дом и сесть по правую руку от Отца (К Евреям 12:2). Иисус призывал последователей оставить свои дома (От Луки 18:29-30). Павел предупреждал, что в этом мире можно чувствовать себя слишком дома (2-е Коринфянам 5:6), а автор Послания к евреям напоминал, что «не имеем здесь постоянного града» (К Евреям 13:14). Иисус чувствовал Себя «дома» повсюду. Ученикам же было трудно следовать Его примеру.

Заключение. На фоне кочевой жизни в библейских образах дома выражается мысль о надежности и порядке. Любопытно отметить, что в секулярном мышлении, во всяком случае от Платона и дальше, дом рассматривался как нечто сугубо личное и не имеющее отношения к общественной и политической жизни. Дом был миром женщин и детей, а не мужчин. К нему относились пренебрежительно как к чему-то несущественному, а не как к средоточию жизни, которое он по сути представляет. Пристрастие к домашнему уюту – показатель слабости; «домосед» – непредприимчивый человек; кухонная раковина и горячая плита – объекты сварливых жалоб женщин.

К этому негативному представлению о доме следует добавить влияние современных средств сообщения и общей мобильности населения, создающих жизнь без корней. Многие живут на чемоданах в гостиницах и даже не знают, где их дом. Добавьте войны, делающие миллионы людей бездомными, и вы получите коктейль оторванности от домашней жизни и корней, угрожающий подорвать общество в целом.

Не удивительно, что растут настроения фундаменталистского национализма. Этнические группы требуют возврата к корням, защиты своей земли. Людям нужен дом, место, к которому они принадлежат. Уничтожить представление о родном доме значит уничтожить сам род человеческий.

См. также: БЛУЖДАНИЕ, БОГ КАК ХОЗЯИН, ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ, ГОСТЕПРИИМСТВО, ДОМ, ЛОГОВИЩЕ, НЕБО, ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ, ПРИШЕЛЕЦ, СЕМЬЯ, СКИНИЯ, ХРАМ, ШАТЕР.

Библиография:

M.Lurker, «Haus and Fels»/Worterbuch Biblischer Bilder Und Symbole (Munchen, 1973);

J. H. Elliott, A Home for the Homeless: A Sociological Exegesis of 1 Peter, Its Situation and Strategy (Philadelphia: Fortress, 1981);

K.A. Rabuzzi, «Home», Encyclopaedia of Religion (New York: MacMillan, 1987).

ДОРОГА. См. СТРАНСТВИЯ.