ДОЛИНА (VALLEY) Словарь библейских образов

Как и на земле Палестины, в топографии Писания присутствует множество долин, больших и малых, названных и не названных по именам. Почти все упоминания о долинах находятся в Ветхом Завете. По большей части израильтяне жили на холмах и редко владели всеми крупными долинами земли обетованной. Поэтому не случайно Божий человек сказал царю Израиля: «Сирияне говорят: “Господь есть Бог гор, а не Бог долин”» (3-я Царств 20:28). Джордж Адам Смит уловил этот оттенок в ветхозаветных описаниях и образах земли: По многочисленным мелким признакам мы понимаем, что это описывали горцы: люди, которые по большей части смотрели на долины сверху вниз. Обычно они называют долину впадиной – чем-то, что находится ниже (Smith, 87).

Плодородные долины. Говоря об образе долины в Библии, мы должны иметь в виду, что на дне долин чаще всего (за заметными исключениями, такими как долина Сиддим) была богатая почва, то есть лучшая и наиболее естественная для земледелия. Многие крупные долины Палестины возникли в результате разломов в земной коре, при которых вырывались наружу воды. Хотя на холмах почва также пригодна для земледелия, долина, орошаемая источниками и с хорошо развитым сельским хозяйством, была готовым и универсальным образом плодородия.

Во Второзаконии хорошая земля описывается как земля, «где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор» (Вт. 8:7); «земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою» (Вт. 11:11). Последнее выражение – меризм, утверждение, включающее в себя две топографические крайности, между которыми заключено все промежуточное, то есть обозначающее хорошо увлажненную землю. Из Книги Чисел мы узнаем о долине Есхол, куда израильтяне послали лазутчиков посмотреть на замечательные плоды земли, где росли виноградники, гранаты и смоквы (Числа 13:23-24). Позже, когда Валаам смотрел с гор на детей Израиля, его видение благословленного Богом народа включало в себя образ зеленеющих долин, которые им суждено унаследовать: «Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах» (Числа 24:6).

О плодородности долин упоминается в Псалтирь 64:14: «Луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом; восклицают и поют». В другом псалме автор говорит о Господе как о Том, Кто «послал источники в долины: между горами текут» (Псалтирь 103:10). Возлюбленная из Песни песней даже называет себя «нарциссом Саронским, лилией долин» (Песни Песней 2:1). Образ плодородной долины тесно связан с темой человеческой сексуальности: позже невеста спускается «в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки?» (Песни Песней 6:11).

Долины как поле боя. Хотя образ долин часто связан с идеей плодородия, красоты и мира, еще чаще он связывается с темой войны и суда. Так как сражаться на открытой равнине или в широкой долине было проще, чем в холмах Иудеи или Галилеи, долины стали распространенным символом человеческих или божественных сражений. Хотя Давид со своим отрядом успешно вел партизанскую войну на крутых иудейских холмах, полномасштабная битва с участием пехоты, кавалерии и колесниц требовала широких, открытых пространств. Так, Исаия, говоря о приготовлениях Елама и Кира к битве, пишет: «Лучшие долины твои полны колесницами» (Исаия 22:7). Считая Господа Израиля «Богом гор, а не долин», сирийцы утверждали, что у них будет преимущество в битве. Но Господь докажет, что Он – Бог долин, так же как и холмов, и предаст большую сирийскую армию в руки Израиля (3-я Царств 20:28). Многие библейские сражения происходили в долинах, и названия некоторых из этих долин нам известны. Первая битва в Писании происходила в долине Сиддим, в районе «Соленого моря». В этой долине много смоляных ям, оказавшихся ловушками для бегущих армий Содома и Гоморры (Бытие 14:3-10). Когда Израиль входит в землю обетованную, амаликитяне и хананеи живут в долинах (Числа 14:25). Неудивительно, что многие битвы будут происходить в долинах. Памятное сражение Иисуса Навина с аморреями, когда он остановил солнце, состоялось в долине Аиалонской (Иисус Навин 10:12). В рассказе о войне под руководством Иисуса Навина упоминается долина Мицфы (Иисус Навин 11:8) и долина Ливанская (Иисус Навин 11:17), а границы наследства колен Израиля проходят через ряд долин, таких как Ахор, сыновей Енномовых, Рефаимов, Изреель и Иффах. В Книге Судей мы читаем, что армии располагались лагерем и битвы велись в долине Изреель (Книга Судей 6:33) и долине возле холма Море (Книга Судей 7:1,8,12), а в книгах Царств (и параллельных отрывках Паралипоменон) мы читаем о битвах в «долине дуба» (1-я Царств 17:2-3,19), где был убит Голиаф; в долине Рефаим (2-я Царств 5:18,22; 23:13) и в «долине Соленой» (2-я Царств 8:13). Далее мы читаем, как царь Амасия Иудейский «поразил десять тысяч Идумеян на долине Соляной» (4-я Царств 14:7). Эти и другие тексты (2-я Паралипоменон 18:12; 2-я Паралипоменон 25:11; Псалтирь 59:2) формируют собирательный образ долин, в которых кровь течет вместо воды. Именно такое ложное впечатление возникло у моавитян, когда они увидели растекшиеся воды, красные от отраженной в них зари, и подумали, что произошло великое сражение (4-я Царств 3:16-24).

Долины суда. К образу битв близок образ суда над идолопоклонством, происходящего в долинах. Илия убивает пророков Ваала в долине Киссон (3-я Царств 18:40). А две долины в окрестностях Иерусалима, Енном и Кедрон, – место суда над идолопоклонством. В долине Кедрон Аса сжигает истукан Астарты (2-я Паралипоменон 15:16). Во время реформ Езекии Кедрон становится свалкой нечистых предметов, обнаруженных в храме (2-я Паралипоменон 29:16; 30:14). А при Иосии предметы культа богов Ваала и Астарты и «всего воинства небесного» сжигают в долине Кедрон, как и жертвенники идолов (4-я Царств 23:4,6,12).

Долина сыновей Енномовых становится синонимом идолопоклонства и суда над ним. Там цари Ахаз и Манассия занимались идолопоклонством и принесли своих сыновей в жертву хананейским богам (2-я Паралипоменон 28:3; 33:6). Для Иеремии идолопоклонство и человеческие жертвоприношения в долине Енном были символом великого греха Израиля: «Посмотри на поведение твое в долине... Устроил капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить чрез огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху...» (Иеремия 2:23; 7:32; 32:35; см. также Иеремия 31:40). Образ идолопоклонства, совершающегося в долине под Иерусалимом, противопоставляется могущественному библейскому образу поклонения Яхве на высокой храмовой горе. Жертвенное кровопролитие идолопоклонников в долине навлечет на них суд Божий: «Не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места» (Иеремия 7:32; см. также Иеремия 19:6). Долина идолопоклонства уподобляется месту сражения, где Яхве наносит поражение врагам, в данном случае Израилю. Долина Енном, ge hinnom по-еврейски, получает название geenna по-гречески и gehenna – по-латыни. В более поздней иудейской философии геенна становится образом суда над грешниками, с огнем, тьмой и скрежетом зубов. В этом плане она становится синонимом ада, или гадеса, в евангелиях (см. От Матфея 5:22,29,30; 10:28; 18:9; 23:15; От Марка 9:43,45,47; От Луки 12:5). Долина греха Израиля и суда над ним – сами врата ада.

В пророчествах Иезекииля о суде повторяется тема «холмов и долин», которые не избегут Господня суда. Яхве обещает: «Долины наполню твоими трупами» (Иезекииль 32:5; см. также Иезекииль 6:3; 35:8; 36:4, 6). Имел ли Иезекииль в виду долину Енном или другую, он описывает воскресение Израиля после изгнания как оживление долины, полной сухих костей (Иезекииль 37).

Память об исторических битвах, проходивших в долинах Израиля, питает образы пророков. Бог «сокрушит лук Израилев в долине Изреель» (Осия 1:5), Он «соберет все народы и приведет их в долину Иосафата» (Иоиль 3:2; смотри также Иоиль 3:12): Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! (Иоиль 3:14).

Образ долины суда соответствует сцене возобновления завета Бога и Израиля в Сихеме, расположенном между горами Гевал и Гаризим. Между этими горами эхом звучали слова закона с его благословениями и проклятиями (Иисус Навин 8:30-35; Вт. 27 – 28), и спасение или суд зависели от решения Израиля исполнять или не исполнять требования завета.

Амос также пишет о долине суда над Дамаском (Амос 1:5) и над Израилем (Амос 6:14), а Михей говорит о Самарии, превращенной в «груду развалин», ее камнях, брошенных в долину (Михей 1:6). Иеремия обращается к аммонитянам: «Что хвалишься долинами?» (Иеремия 49:4). Скоро положение этого народа изменится. Когда шествует Яхве, Небесный Воитель, все творение содрогается от страха: «Горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны» (Михей 1:4). Этот образ распадающихся долин имеет положительный оттенок в Захария 14:4-5, где сказано, что «раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу» для спасения Израиля. Исаия описывает дорогу, которая образуется чудесным образом при шествии Небесного Воителя, избавляющего Израиль: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся» (Исаия 40:4). А Лука видит исполнение этого пророчества в деятельности Иоанна, который крестит кающихся израильтян в ожидании пришествия Грядущего, Который несет суд и спасение (От Луки 3:5).

Возвращение плодородия долин. Образам Божьей войны и суда противопоставлено пророческое видение долин, к которым возвращаются плодородие и мир, напоминающие Едем. В видении Исаии о новом творении много образов, связанных с природой. Яхве заставит источники истечь из долин (Исаия 41:18). У Исаии сказано, что долина Ахор, названная так в честь суда, постигшего семью Ахана (Иисус Навин 7:24,26; «Ахор» – игра слов, основанная на значении «приносить несчастье»), станет «местом отдыха для волов» (Исаия 65:10). Осия сообщает, что Яхве превратит долину Ахор «в преддверие надежды» (Осия 2:15). В день искупления у Иоиля из гор течет молодое вино, из холмов – молоко, овраги наполняются водой, а источник, истекающий из дома Господня, «будет напоять долину Ситтим» (Иоиль 3:18). Здесь в образе долины явно присутствуют черты образа Едема, связанные с распространенным на Ближнем Востоке в древности мифическим представлением о тесной связи храма, реки и рая (см. АДАМ). Согласно провидению и замыслу Бога Творца, образ идиллической долины-рая будет преобладать в конце. Бог Пастырь ведет Свой народ через «долину смертной тени» к зеленым пастбищам и спокойным водам (Псалтирь 22).

См. также: ГОРА, ИДОЛЫ, ИСТОЧНИКИ ВОДЫ, ПАСТБИЩЕ, РЕКА.

Библиография:

G. A. Smith, The Historical Geograp hy of the Holy Land (New York: Harper, 1966 [1894]).