ДОЖДЬ (RAIN) Словарь библейских образов

Дождь – один из самых позитивных образов природы в Библии, даже в большей степени позитивный, чем в литературе в целом. Объяснением тому служат два фактора. Во-первых, климат в библейском мире был засушливым (см. СУХОСТЬ). Во-вторых, ветхозаветный мир был аграрным миром, в котором люди сознавали свою зависимость от погоды.

В аграрном мире образ дождя связывается прежде всего с жизнью и изобилием, поскольку от него зависят посевы и урожай. Рисуя картину богатства обетованной земли, Моисей охарактеризовал ее как «землю с горами и долинами», которая «от дождя небесного напояется водою» (Вт. 11:11). Благополучие зависит от Бога, Который «дает дождь на лицо земли и... воды на лица полей» (Иов 5:10; ср. Иакова 5:18). С другой стороны, неблагополучие изображается как время, когда нет «ни росы, ни дождя» (3-я Царств 17:1; ср. Исаия 5:6; Иеремия 14:4; Амос 4:7). Таким образом, дождь занимает одно из главных мест в галерее Божьего обеспечения, и в псалме хвалы, например, говорится, что Бог «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву» (Псалтирь 146:8; ср. Исаия 55:10). Павел даже приводит дождь в качестве доказательства бытия Бога, на котором он строит естественное богословие (Деяния 14:17; ср. От Матфея 5:45). При описании освежающего воздействия дождя библейские авторы выражают такие трепетные чувства, что их можно было бы сравнить с чувствами растения, если бы оно обладало ими, например, когда мы читаем о земле, «пившей многократно сходящий на нее дождь» (К Евреям 6:7). В таких условиях появление облаков, не приносящих дождя, было одним из самых больших разочарований (Притчи 25:14; Иуды 1:12).

В соответствии с общей направленностью Библии придавать сверхъестественный или духовный оттенок природным явлениям, жизнетворный дождь предстает чем-то большим, нежели простой силой природы: в нем выражается знамение Божьего благословения, понимаемого обычно как награда за послушание завету. Поэтому к Божьему обетованию дождя «в свое время», чтобы земля давала «произрастения свои» (Левит 26:4), израильтяне относились как к следствию соблюдения Божьего закона (см. также Вт. 11:14; 28:12, 24; ср. 3-я Царств 8:36). В грядущем обновлении земли люди тоже будут просить «у Господа дождя... Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле» (Захария 10:1).

Буквальные образы дождя в Библии основываются на реальных климатических условиях Палестины. Дожди в этом регионе выпадают в определенные времена года и связаны с циклами вегетативного развития, уборки урожая и состояния покоя. Коротко говоря, одна половина года – лето – сухая, а другая половина – зима (обычно начиная с октября) – дождливая. Хороший урожай требует выпадения дождя в начале цикла, чтобы семена могли прорасти и развиться, и дождя в более поздний период роста, чтобы посевы достигли зрелости. Отсюда упоминания в Библии о раннем и позднем дожде (Вт. 11:14; Псалтирь 83:7 {имеется в виду ранний дождь}; Иеремия 5:24; Иоиль 2:23; Иакова 5:7; ср. Иов 29:23; Осия 6:3; Захария 10:1). В идеале хорошие дожди должны идти в течение всего этого цикла – «во время свое» (Вт. 28:12; ср. Левит 26:4; Иеремия 5:24).

Если дождь сам по себе и вода, которую он приносит, предстают обычно желанными образами, совершенно иначе в воображении библейских авторов дело обстоит с тем, каким бывает этот дождь. Самый приятный образ дождя – спокойный ливень. Мы встречаем описания моросящего дождя (Иов 36:27-28), «дождя на скошенный луг» (Псалтирь 71:6), «ливня на траву» (Вт. 32:2). Разумеется, после засухи приятен и шум сильного или обильного дождя (3-я Царств 18:41; Псалтирь 67:10). Но на другом конце этого ряда дождь становится образом ужаса. Здесь он приобретает силу проливного дождя, размывающего землю и производящего наводнения. Читаем, например, об «излиянии воды» (Иов 38:25), «дожде, смывающем хлеб» (Притчи 28:3), «проливном дожде» (Иезекииль 13:11), «всепотопляющем дожде» (Иезекииль 38:22) и дожде, заливающем дом (От Матфея 7:25,27). По сути дождь иногда предстает подавляющей силой, от которой уязвимые люди ищут укрытия, образом враждебной стихии (Иов 24:8; Исаия 4:6). Сорокадневный дождь во время потопа описывается в Библии как результат открытия небесных шлюзов: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Бытие 7:11).

Той же схеме следуют метафорические образы дождя. В большинстве они положительные, но есть и существенное меньшинство, где различные злоключения изображаются как действие дождя. С одной стороны, благочестивое учение «польется, как дождь» (Вт. 32:2) и праведность кропится с небес (Исаия 45:8). У справедливого правителя как «от сияния после дождя вырастает трава из земли» (2-я Царств 23:4). С другой стороны, Бог посылает на нечестивых Свою ярость как дождь (Иов 20:23) и проливает на них дождем горящие угли, огонь и серу (Псалтирь 10:6). Голос сварливой жены сравнивается со звуком падающих капель дождя (Притчи 19:13 NRSV) – утомительным, монотонным и непрестанным. Правитель, «притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб» (Притчи 28:3).

См. также: БУРЯ, ВОДА, ГРАД, ОБЛАКО, ПОГОДА, РОСА, СНЕГ, СУХОСТЬ, ТУМАН.

ДОЛГОТЕРПЕНИЕ. См. ТЕРПЕНИЕ.