ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ (ACTS OF THE APOSTLES) Словарь библейских образов

Книга Деяний апостолов по сути представляет собой рассказ о двух городах – Иерусалиме и Риме (попутно отметим, что в Деяниях показан, в основном, мир городов, в отличие от преимущественно сельскохозяйственного мира, который мы видим в Библии до этого). Рассказ начинается со встречи Петра с другими учениками в горнице в Иерусалиме в день Пятидесятницы и заканчивается домашним арестом Павла в Риме. Разумеется, значение обоих этих городов надо понимать как в буквальном, так и в символическом смысле: Иерусалим символизирует иудейскую среду, в которой зародилось христианство, а Рим – языческий мир, до которого должна дойти Благая Весть. Географическое перемещение из одного города в другой имеет также богословский смысл перехода от иудаизма к христианству. При перемещении фабулы рассказа от Иерусалима к Риму одновременно дают о себе знать и антитетические тенденции. В начале показана группа людей (Петр и ученики), а в конце только один – Павел, хотя за это время число обращенных выросло от весьма немногих до большого множества. Результатом было одновременное сокращение (числа действующих лиц) и увеличение (числа обращенных).

В этом рассказе, связывающем Иерусалим с Римом, Лука продемонстрировал присущие ему основательность и мастерство. Как и в первой его книге – Евангелии от Луки, в Деяниях внимание уделяется поиску. В прологе Лука характеризует свой рассказ как телеологическое путешествие, благодаря которому ученики станут «свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:8). В рамках книги Деяний «край земли» – это Рим, откуда Евангелие должно распространяться до самых концов Римской империи, а затем и дальше. История ранней церкви фактически представляет собой логическое следствие дел и служения Христа во время Его земной жизни, показанных в Евангелии (Деяния 1:1-2). Книга Деяний, в которой выражены многие условности, характерные для идеи поиска, неразрывно связана с образом Путешествия. Когда на первый план в Деяния 13 выходят миссионерские поездки Павла, центральное место в рассказе начинает занимать тематика Путевых историй с ее обычным акцентом на уточнение географического расположения конкретных мест.

Но архетип поиска в этом рассказе выглядит необычным в современном понимании, по крайней мере, с двух точек зрения. Во-первых, от начала до конца показывается множество не связанных друг с другом инцидентов и действующих лиц. Кроме того, Павел явно не проявляет никакой решимости и никакого желания отложить ожидающее его в конце рассказа тюремное заключение. В рассказе нет обычного единства, сконцентрированного вокруг главного действующего лица, нет и классического разделения на «пролог, основную часть и эпилог», характерного для большинства традиционных рассказов. Тем не менее в повествовании заключен определенный смысл и в нем есть внутреннее единство.

Расширение церкви показано в виде следующих одна за другой волн. В целом композиционно рассказ можно разделить на три части: события в Иерусалиме (Деяния 15), миссия церкви в Палестине и Сирии (Деяния 612) и миссия и арест Павла (Деяния 1328). Распространение церкви показано также как расширяющееся движение по спирали, построенное по следующей схеме: христианские лидеры начинают проповедовать Евангелие; Бог совершает через них могущественные дела; к церкви прибавляются обращенные слушатели; противники (обычно иудеи) начинают преследовать христианских лидеров; Бог приходит им на помощь и защищает церковь.

Еще одно средство достижения в Деяниях внутреннего единства и поставленной цели выражается в умелом использовании Лукой контрастов. Одна из таких контрастирующих пар – Стефан и Савл (Деяния 7:1-8). Когда Стефан обличил иудеев в отвержении Божьих посланников, достигшем высшей точки в распятии Иисуса, в тексте отмечается, что «свидетели... положили свои одежды у ног юноши, именем Савла», который «одобрял убиение его» (Деяния 7:58; 8:1). Лука мастерски сосредоточивает внимание на Стефане и Савле, на верующем и гонителе. Контраст становится еще более ярким ретроспективно, когда на пути в Дамаск Савл, как и Стефан до него, получил видение воскресшего Христа (Деяния 9:1-6). Образы Стефана, обращенного иудея, и Савла, ставшего впоследствии апостолом язычников, отражают общую композицию Книги Деяний, в которой взгляд обращается назад к Иерусалиму и вперед к Риму.

Петр и Павел тоже контрастируют друг с другом. Петр – основное действующее лицо первых двенадцати глав, а Павел – остальных. Петр – вдохновенный, но «не книжный» человек (Деяния 4:13), проповедовавший на Пятидесятницу и выступавший на Иерусалимском соборе. Павел – прекрасный оратор, прочитавший множество проповедей в разных частях средиземноморского мира и, наконец, в Риме. Петр послужил мостом к Павлу, чье обращение произошло задолго до исчезновения Петра из фабулы рассказа. Кроме того, Петр всего лишь пришел к пониманию, что Евангелие распространяется и на язычников (Деяния 10:11-35), тогда как Павел стал апостолом язычников. Таким образом, статус основного действующего лица переходит от Петра к Павлу, который донесет Евангелие из Иерусалима в Рим.

В рамках общей двоичной схемы (Иерусалим – Рим и Петр – Павел) Лука показывает в Деяниях целую серию образов. В первых главах книги наиболее очевидный образ – свет и его вариант – огонь (около десяти упоминаний). Церковь родилась, когда «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них [учеников]» (Деяния 2:3). По-видимому, сначала был один яркий свет, который затем разделился на несколько частей, опустившихся на головы учеников. Огонь символизировал Святого Духа (Деяния 2:4). Образ света появляется при описании мученической смерти Стефана, когда он воззрел на небо и увидел «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деяния 7:55). Вполне вероятно, что, как и в других местах Писания, слава Божья предстала частично в виде сияющего света и что Стефан получил видение райского блаженства, окруженного светом.

Еще более впечатляющим по сравнению со светом, который увидел Стефан перед смертью, был ослепляющий свет, повергший Савла на землю по пути в Дамаск (Деяния 9:3; ср. Деяния 22:6). Впоследствии Павел описал его как «с неба свет, превосходящий солнечное сияние» (Деяния 26:13). Как и в день Пятидесятницы, свет символизирует начало: на Пятидесятницу – церкви, а здесь – обращения Павла и его последующего апостольского служения. Другие случаи появления света, как, например, в ночь освобождения Петра из темницы (Деяния 12:7), придают рассказу в Деяниях еще большее единство.

Другой характерный образ – темницы или тюрьмы – появляется так часто, что становится одним из самых выразительных зрительных образов Деяний. Фактически действие всех последних восьми глав, за исключением промежуточного эпизода, связанного с поездкой, проходит либо в тюрьмах, либо в залах суда; даже на корабле Павла держали под охраной. Всего темницы упоминаются около двадцати раз, а ворота, двери и стражи – по десять. В некоторых тюремных эпизодах Лука рисует яркие или даже ироничные картины открытых и закрытых дверей. В одном из таких эпизодов саддукеи арестовали апостолов и заключили их в темницу в Иерусалиме, но ночью ангел отворил двери тюрьмы, вывел их, чтобы они утром проповедовали во дворе храма (Деяния 5:18-23).

Еще более яркий эпизод – чудесное освобождение Петра из темницы, которую охраняли четыре четверицы воинов и из которой Петр был, тем не менее, выведен через ворота, открывшиеся сами собой (Деяния 12:1-11). После освобождения из тюрьмы Петр с трудом попал в дом, где проводилось молитвенное собрание – по иронии судьбы, Рода, крайне удивившаяся его приходу, заставила Петра ждать у закрытых дверей (Деяния 12:12-16).

Во время одного из тюремных заключений Павла сильное землетрясение поколебало темницу и открыло двери, приведя филиппийского темничного стража к мысли, что ему остается только покончить с собой (Деяния 16:20-39). Но открытая дверь Евангелия стала для темничного стража более важной, чем открытые двери тюрьмы. Чем чаще в Деяниях начинают встречаться тюремные сцены, тем больше читатель сознает двойной смысл открытых дверей – открытые двери темницы и открытые для Петра и Павла возможности проповедовать Евангелие. Не открылась только одна тюремная дверь – перед Павлом в Риме. Тем не менее свидетельство Павла, находившегося под домашним арестом в Риме, распространило Евангелие по всей Римской империи, став в конце книги Деяний еще одной «открытой дверью».

Некоторые темы, присутствующие в Книге Деяний, принадлежат к разряду обычных приключенческих историй. Это рассказы об опасностях, необычайных избавлениях от них, путешествиях, кораблекрушениях, спасениях, бунтах, арестах, побегах, мученических смертях. В приключенческих историях всегда заложен элемент разнообразия, и в Деяниях показано разнообразие городских поселений (представлены крупнейшие города древнего средиземноморского мира), а также сооружений, мест и условий (храмы, тюрьмы, дворы, пустыни, корабли, моря, казармы, театры).

К важнейшим образам книги Деяний относятся картины суда и защиты, а также примеры ораторского искусства. При этом уделяется внимание драматическим эффектам – описаниям окружающей обстановки, прямому цитирования речей, поведению и жестикуляции героев рассказа. Почти на 75 процентов книга состоит из ярких речей, большинство из которых носят характер защиты. Метафорическая тональность описания судебных заседаний и защитительных речей подразумевает, что само Евангелие подвергается суду и нуждается в защите.

При первом чтении Книги Деяний может сложиться впечатление о довольно несвязном повествовании, которому недостает стройности Евангелия от Луки. Однако более внимательное чтение показывает, что Лука умело распоряжается материалом. В Деяниях нет завершения, в котором все расставляется по полочкам, мы сталкиваемся с «незавершенным окончанием» – Павел находится под арестом, но мы знаем, что Евангелие будет распространяться, несмотря на тюремное заключение Павла. В определенном смысле, у Книги Деяний никогда не будет конца. Когда какое-то произведение печатается частями, в конце каждой части стоят слова «Продолжение следует». Но, с другой стороны, Лука написал вполне стройное и законченное произведение. Он придал своему рассказу определенную структуру и порядок, соединив темы света и темницы, путешествий и защитительных речей. Он изображает события в виде поиска для достижения определенной цели. Наиболее, пожалуй, яркий прием – упор на расположение мира в Деяниях между двумя городами. Петр начинает дело в Иерусалиме, а Павел доносит его до Рима. Такая плотная двухполюсная схема вполне может выражать Божий Промысел, согласно которому незавершенное окончание предполагает дальнейшую ответственность Божьих свидетелей за продолжение работы, начатой другими.

См. также: ДВЕРЬ, ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, ИСКАНИЯ, ПУТЕШЕСТВИЯ, ПЯТИДЕСЯТНИЦА.