ДЕВА, ДЕВСТВЕННОСТЬ (VIRGIN, VIRGINITY) Словарь библейских образов

Идея девственности, в общем относящаяся ко всем молодым лицам до брака, а в частности – к тем, которые еще не вступали в сексуальную связь, обычно используется в Писании как в буквальном, так и в метафорическом плане. В отношении к девственности есть некоторая неоднозначность. С одной стороны, это нечто похвальное, символизирующее чистоту и новизну (Бытие 24:16; Есфирь 2:2; Песни Песней 6:8). С другой стороны, в этом есть нечто постыдное или печальное, указание на неполноту или незавершенность.

Дев следует защищать. В Израиле существовал закон против сексуальных злоупотреблений, и изнасилование девственницы считалось особенно тяжким преступлением (Исход 22:16; Плач Иеремии 5:11). Невесты-девственницы особо ценились; Первосвященнику разрешалось жениться только на деве (Левит 21:13-14). По-видимому, девственницы-царевны играли особую роль (2-я Царств 13:18); это увеличивает трагедию Фамари, лишившейся своего статуса (2-я Царств 13:2).

Печаль, которую чувствует женщина при мысли о затянувшейся девственности, о возможности никогда не испытать радостей сексуальных отношений или, возможно, материнства, проявляется в поведении дочерей Лота (Бытие 19:8) и дочери Иеффая, которая попросила отложить ее смерть на два месяца, чтобы она могла «оплакать» свою девственность (Книга Судей 11:37).

Представление о свежести и чистоте, вместе с ожиданием грядущего и обретения большей зрелости, позволяет называть Израиль девой, избранной Богом и ожидающей будущего благословения.

Я снова устрою тебя,

и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться

тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся. (Иеремия 31:4).

Ощущение беспомощности, бессилия, а иногда – злоупотреблений или греховности, встречается в упоминаниях об Израиле и других народах: «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона» (Исаия 47:1). «Крайне гнусные дела совершила дева Израилева» (Иеремия 18:13). «Упала, не встает более дева Израилева!» (Амос 5:2).

В Новом Завете, во 2-е Коринфянам 11:2 церковь предстает перед Христом как «чистая дева», что снова говорит о чистоте и ожиданиях. Тот факт, что девушки лишены семейных обязанностей, поэтому могут посвятить себя служению Богу, отмечено теоретически в 1-е Коринфянам 7, а на практике проявилось в поведении дочерей Филиппа (Деяния 21:9).

Чаще всего в Библии говорится о женской девственности; мужской эквивалент – евнух – не содержит в себе такой символики. Однако в Исаия 56:3 подчеркивается, что евнухов не следует считать бесполезными; в От Матфея 19:12 говорится о тех, кто предпочел стать евнухами «для Царства Небесного». Вероятно, имеется в виду рабочий потенциал неженатых мужчин, и это место параллельно 1-е Коринфянам 7, где явно говорится о представителях любого пола. В Откровение 14:4 мужчины, полностью посвятившие себя служению Богу, описаны как девственники – что указывает как на чистоту, так и на посвящение.

В евангелиях от Матфея и Луки говорится, что Мария была Девой (От Матфея 1:23; От Луки 1:27,34). В данном случае девственность – это не признак того, что Она была свежа или желанна. Это скорее драматическое указание на особые отношения Сына с Богом. Он был зачат не человеческими средствами, но рожден от Женщины. Таким образом, спасение, которое Бог посылает человечеству, совершается не человеческими силами, а посредством божественного вмешательства.

См. также: ДОЧЬ, ЖЕШЦИНА, ИЗНАСИЛОВАНИЕ, МАРИЯ, НЕВЕСТА, ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЧИСТОТА.