ДВЕРЬ (DOOR) Словарь библейских образов

Двери представляют собой места перехода. Через них мы выходим на улицу или входим в другую комнату, где принимаем гостей; мы закрываем двери, чтобы побыть в тишине и одиночестве. У библейских авторов двери играют важную символическую роль. Двери, врата или порталы часто ассоциируются с вхождением в места большого духовного значения. Дворы храма были разделены стенами и воротами, а Святое-святых в храме открывалось только на один день в году (см. СВЯТОЕ МЕСТО), когда после совершения соответствующих обрядов в него входил первосвященник, представлявший народ пред Богом.

Этим образом библейские авторы пользуются как почти буквальным символом вхождения в духовную сферу, но чаще двери связываются с их прямым функциональным назначением открывать или закрывать (см. ЗАКРЫВАНИЕ) или укрывать и раскрывать что-то. Дверь – одна из важнейших частей дома, и библейские авторы иногда используют этот образ как синекдоху для обозначения всего дома (см. ДОМ) «В добропорядочном, богобоязненном иудейском доме на дверях должна была быть сделана надпись, провозглашающая Божью истину» (Вт. 6:9). Это обозначало, что семья живет по Божьему закону.

Закрытые двери как образ укрытия. Закрытые двери не дают возможности видеть и слышать, что происходит внутри (3-я Царств 14:6). Закрытые двери скрывают дела блудницы, а открытые двери, когда она садится у них, таинственным образом манят мужчин (Притчи 9:14). Иов намекает, что подслушивание или бесцельное времяпровождение у закрытых дверей достойно Божьего наказания. В свою защиту он говорит, что не «строил ковы у дверей моего ближнего» (Иов 31:9). Иисус доводит этот образ до гиперболического выражения, призывая людей молиться не как лицемеры, совершающие молитвы, рассчитанные на внешний эффект: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (От Матфея 6:6). В Палестине первого века уединение было редкой возможностью. Во многих домах имелась всего одна внутренняя дверь, да и та вела в кладовку для хранения продуктов.

Закрытые двери как образ отделения. Завеса и закрытая дверь отделяли посторонних от святых мест, и такую же функцию двери выполняли в повседневной жизни. Грубо изнасиловав Фамарь, Амнон приказал прогнать ее и запереть за ней дверь (2-я Царств 13:17-18). Изнасилование само по себе предосудительно, но для Фамарь крайне унизительным было и это изгнание.

Образом запертой двери, которая не открывается, когда в нее стучат, воспользовался Иисус. Наступит время, когда отвергнувшие Его будут отделены от празднеств закрытой дверью, которая перед ними не откроется (От Матфея 25:10-12; От Луки 13:25; Откровение 3:7).

Дверь как образ вхождения в духовную сферу. Иисус назвал Себя «дверью» (От Иоанна 10:9). Из контекста явствует, что имеется в виду дверь для овец, то есть врата, ведущие к спасению. Когда воскресший Христос стоит у двери и стучит – «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:20), – дверь символизирует необходимость принятия решения и потенциальную возможность отделения от Христа.

Образ двери используется также в слове утешения Христа к гонимым христианам: «Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» (Откровение 3:8). Метафорическим изображением Бога, открывающего «дверь веры» (Деяния 14:27), Павел показывает, что вера есть единственный путь вхождения в Царство Божье.

Дверь как образ возможности для благовествования. Павел трижды использует образ двери при описании возможностей для распространения Евангелия. Эта символика основывается на мысли, что открытые двери предоставляют возможности, которых закрытые двери не дают. В данном случае метафора перекликается с Осия 2:15, где спасение связывается с «преддверием надежды», которую предоставляет Бог. Павел пишет, что для его работы «отверста великая и широкая дверь» (1-е Коринфянам 16:9). При посещении Троады Павел убедился, что ему «отверста была дверь Господом» (2-е Коринфянам 2:12), а позднее он молился, «чтобы Бог отверз нам дверь для слова» (К Колоссянам 4:3). Во всех этих случаях дверь служит образом возможности для распространения Евангелия.

События у дверей. Отметим, наконец, известные библейские эпизоды, в которых основные события связаны с дверьми или происходят у них. В список можно включить грех, лежащий у дверей сердца Каина (Бытие 4:7), затворенные двери Ковчега, обеспечившие безопасность Ноя и его семьи (Бытие 6:16; 7:16), дверь в доме Лота, расстроившая планы потенциальных насильников (Бытие 19:10), помазанные кровью косяки дверей израильтян в пасхальный вечер (Исход 12:22-23), запертые двери горницы Еглона, позволившие Аоду скрыться после убийства (Книга Судей 3:23-25), «двери вечные», которые надо поднять, чтобы мог войти Царь славы (Псалтирь 23:7,9), дверь каждой человеческой души, у которой Иисус стоит и стучит, чтобы войти и вечерять (Откровение 3:20).

См. также: ВОРОТА, ЗАКРЫВАНИЕ, ОТКРЫТОСТЬ.