ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ (BLACK) Словарь библейских образов

Определение «черный» встречается в Библии гораздо реже, чем того можно было бы ожидать (16 раз в переводе NIV). Обычно оно служит описательным определением цвета, в ряде случаев – с оттенком дурного предзнаменования. Однако с судом и наказанием больше ассоциируется тьма, то есть отсутствие света.

Столь распространенное в западной культуре метафорическое противопоставление белого и черного не находит в Библии особого выражения. Оно встречается только в От Матфея 5:36, где неспособность управлять разными сторонами жизни изображается как неспособность изменить цвет волос («не можешь ни одного волоса сделать белым или черным»). Не присутствует в библейской символике и современная ассоциативная связь между черным и грехом. Чаще всего определение «черный» используется просто для обозначения цвета предмета.

Черным называются цвет птиц (напр., «красного коршуна, и черного коршуна с породою его» [Левит 11:14 NIV] {«коршуна и сокола», без указания цвета}), волос при осмотре для диагностики проказы («и она не окажется углубленною в коже, и волос на ней не черный» [Левит 13:31]) и волосы возлюбленного в Песни песней («волнистые, черные, как ворон» [Песни Песней 5:11]). В двух местах почерневшей изображается кожа людей, страдающих от болезней или лишений. Иов заявил: «Моя кожа почернела на мне» (Иов 30:30). Также и при изображении людей, выживших после разрушения Иерусалима, Иеремия пишет, что «темнее всего черного лицо их» (Плач Иеремии 4:8). Эта картина служит в большей степени символом драматического изменения в результате болезней и голода, нежели суда.

Черный (вороной) цвет используется также при описании коней, тянущих колесницы к стране северной, в видении Захарии (Захария 6:2,6). В разных мастях коней не заложено, по-видимому, никакой символики, они служат просто признаком, отличающим их друг от друга. Вороной конь появился также в Откровении, когда была снята третья печать суда (Откровение 6:5). В обеих сценах кони выходят из присутствия Господа и входят в мир, символизируя вмешательство Божьего суда в исторические события.

Кони и колесницы, показанные в видениях Захарии и Откровения, в древности представляли собой орудия войны. Их появление от присутствия Господа служит одним из образов библейской темы Бога как Небесного Воителя, Который ведет справедливую войну и в конечном счете истребляет грех и зло. В этой военной символике на всем протяжении Библии преобладают темные или черные тона. В этих сценах Бог изображается грозной силой, спускающейся во тьму, чтобы разгромить Своих врагов, и Его суд тоже символизируется темными красками.

В Библии Бог показан обитающим в неприступном свете (1-е Тимофею 6:16) и пребывающим в густом мраке (Псалтирь 96:2; ср. Псалтирь 103:2). В то время как народ древнего Израиля оставался вдали, Моисей на горе Синай вступил во мрак, где Бог (Исход 20:21).

В Ветхом Завете пришествие Бога для суда изображается в темных тонах. В Своем гневе Бог сходит с неба и спускается на черном облаке под ногами, делает мрак Своим покровом, пускает стрелы и наказывает Своих врагов (Псалтирь 17:10,12). Грядущий суд над грехом пророки описывают как «день тьмы и мрака, день облака и мглы» (Софония 1:15; Иоиль 2:2).

В Новом Завете образы тьмы и мрака встречаются реже. Лжеучителей, проповедующих аморальное поведение и отвергающих Иисуса Христа, Иуда называет «звездами блуждающими, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуды 1:13).

Противопоставление света тьме – одна из основных тем Евангелия от Иоанна, в котором Иисус изображается светом миру, рассеивающим тьму небесного суда. Во всех трех синоптических евангелиях говорится о том, как тьма спустилась на всю землю после смерти Иисуса на кресте (От Матфея 27:45; От Марка 15:33; От Луки 23:44). Во время распятия Бог спустился для суда – Небесный Воитель вступил в последнюю и решающую битву для уничтожения греха и зла.

См. также: СВЕТ, ТЬМА, ЦВЕТА.