ЧАША (CUP) Словарь библейских образов

Для библейских авторов значение имел не внешний вид чаши, а ее содержимое. В чаше может быть благословение (жидкость, поддерживающая жизнь, утоляющая жажду, побуждающая к общению) или проклятие (жидкость, вызывающая опьянение или даже смерть).

Образ чаши в прямом смысле часто вызывает положительные эмоции. В притче Нафана (2-я Царств 12:1-4) бедный любил свою овечку так сильно, что поил ее из своей чаши. Иисус похвалил доброту тех, кто дает Его ученикам чашу с холодной водой (От Матфея 10:42).

Поскольку образ чаши может служить выражением любви, утешения, силы и общения, библейские авторы иногда пользуются им как символом всех благ, даруемых Богом, как, например, в Псалтирь 22, где псалмопевец заявляет: «Чаша моя преисполнена» (Псалтирь 22:5; см. также Псалтирь 15:5; Псалтирь 115:4; 1-е Коринфянам 10:16). Но чаще в Ветхом Завете чаша символизирует Божий суд над грехом. Нечестивых и непокорных людей Бог наказывает, заставляя их испить из чаши (Исаия 51:17,22; Иеремия 25:15-16; Иезекииль 23:31-34; От Марка 14:36).

Опьянение может показаться слабым образом Божьего гнева в сравнении с ужасами войны, природными катастрофами и болезнями, которое Бог посылает на грешников. Однако в чаше гнева находит выражение особенно страшный символ суда. В нем разрушаются надежды на встречу с радушным хозяином, предлагающим развлечения и дружеское общение. Бог лично отправляет грешников на погибель, принуждая их испить чашу. В Иеремия 25:27 Бог говорит народам: «Пейте и опьянейте, и изрыгните и падите, и не вставайте».

Образ чаши гнева особенно неприятен тем, что пьет человек сам (в отличие от того, что происходит на поле битвы, при землетрясениях или других бедствиях). Опьянение представляет собой унизительный процесс: сначала человек думает, что может справиться с вином, но в итоге опьянение овладевает им. В нескольких местах, где речь идет о чаше Божьего гнева, грешники поначалу ведут себя самонадеянно (см. Псалтирь 74:5-6; Иеремия 49:12-16; Откровение 18:6-8), но затем теряют всякие следы человеческого достоинства, когда пьют протянутую им Богом чашу, выжимая из нее «даже дрожжи» (Псалтирь 74:9). Они шатаются и лежат без сознания на улицах (Исаия 51:17-20), показывают свою срамоту (Аввакум 2:16), безумствуют (Иеремия 51:7), над ними издеваются и по ним ходят их враги (Исаия 51:23). Но совершенно очевидно, что погибают они по собственному выбору, а не по Божьей прихоти.

С учетом такого преобладающего понимания образа чаши в Ветхом Завете особый смысл приобретают неоднократные ссылки Иисуса на чашу в связи с Его неминуемой смертью. В словах Его молитвы: «Авва Отче... пронеси чашу сию мимо Меня» (От Марка 14:36), – мы видим выражение страданий, вызванных, главным образом, перспективой в полной мере испытать гнев Отца за грехи, которые Иисус взял на Себя. Боль Иисуса выглядит особенно острой в свете того факта, что Он, единственный среди всего человечества, не заслуживал Божьего гнева и, тем не менее, подверг Себя распятию, чтобы грешники получили прощение. Когда Его пришли арестовывать воины, смирение и героизм Иисуса выразились в словах: «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (От Иоанна 18:11).

Испив чашу смерти, Иисус смог предложить Своим последователям чашу нового завета. «Пейте из нее все, – сказал Иисус ученикам на тайной вечере, – ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (От Матфея 26:27-29). Все, кто принимает жертву Христа, получают благословение прощения, общение с Богом и с другими верующими и, разумеется, жизнь вечную, которая заключена в чаше нового завета (см. 1-е Коринфянам 11:25-26). Те же, кто легкомысленно относится к жертве Иисуса или полностью отвергают ее, будут пить из чаши Божьего суда (см. 1-е Коринфянам 11:27-30; Откровение 17:3-6; 18:6–8).

См. также: ВИНО, ВОДА, ГОСТЕПРИИМСТВО, ОПЬЯНЕНИЕ, ПИТЬЕ, СУД.

ЧЕЛО. См. ЛОБ.