ЦЕРКОВЬ (CHURCH) Словарь библейских образов

В Библии представлен богатый набор образов церкви, состоящий примерно из сотни метафор и сравнений. Нитью, на которую нанизаны все эти бусинки, является понимание церкви как ekklisia («собрания»). Это слово, пришедшее из мирского языка, в котором оно означает «созыв» жителей на гражданское собрание или «призыв» воинов для участия в военных действиях, широко используется в Ветхом и Новом Заветах применительно к Божьему народу (см., напр., Вт. 4:10; 9:10; 31:30; От Матфея 16:18; 18:17; Деяния 5:11; К Римлянам 16:4; 1-е Коринфянам 1:2; К Ефесянам 1:22; 3:10; К Евреям 12:23).

Второй важный фактор – понятие о Царстве Божьем. Вопрос о его взаимосвязи с церковью широко дискутируется, однако эти два понятия нельзя считать идентичными, хотя и есть сферы, в которых они пересекаются. Церковь – это частичная реализация Царства Божьего здесь и сейчас, и она служит важнейшим инструментом Царства. Поэтому некоторые образы Царства вполне уместно распространять и на церковь (напр., К Колоссянам 1:13). Но суть представления о церкви после Пятидесятницы заключается в другом. Ее наиболее выразительные образы группируются вокруг таких стержневых тем, как связь с прошлым, отличительные черты в настоящем и судьба в будущем.

Связь с прошлым. В образах, указывающих на корни Божьего народа в прошлом, подчеркивается, что в последователях Иисуса Христа находит выражение одновременно преемственность с народом прежнего завета и исполнение этого завета. Они теперь во Христе, то есть достигли цели прежнего завета. Таким образом, христиане стали новым Израилем, духовным семенем Авраама (К Галатам 3:29; 6:16), они принадлежат Самому Богу (1-е Петра 2:9-10), находятся под Его управлением и включают в себя всех, кто верует во Христа, независимо от расового или культурного происхождения.

В ветхозаветной религии центральное место занимал храм. Церковь Иисуса Христа уже не просто поклоняется в храме, она сама стала храмом. Бог живет теперь среди Своего народа, не в каких-то зданиях, а в живом сообществе верующих (1-е Коринфянам 3:16-17; 2-е Коринфянам 6:16-18; К Ефесянам 2:20-21). Эта метафора подразумевается в частых ссылках на созидание (напр., От Матфея 16:18; 1-е Коринфянам 3:9; 2-е Коринфянам 10:8; 13:10; Иуды 1:20). Учитывая, что церковь есть место, где пребывает Бог через Своего Духа, люди должны жить в единстве и святости. С храмом было неразрывно связано священство. При новом завете священниками стали все верующие (1-е Петра 2:9; Откровение 1:6; 5:10; 20:6), и это в очередной раз показывает незавершенность в исполнении ветхого завета (Исход 19:6).

Представленный в От Иоанна 15:1-17 образ Иисуса как виноградной Лозы, а учеников как ветвей, нуждающихся в ней и получающих жизнь от нее, тоже уходит корнями в Ветхий Завет. В Исаия 5:1-7 Израиль изображен в виде ухоженного виноградника, который принес лишь дикие ягоды и вследствие этого был обречен на запустение.

Отличительные черты в настоящем. В центре внимания большинства образов стоит характер церкви в веке нынешнем. Главное место среди них занимает образ церкви как тела. В нем, в первую очередь, подчеркивается необходимость взаимодействия членов церкви с учетом существования таких факторов, как различие даров или социального и культурного происхождения, которые могут побуждать их отдаляться друг от друга. Основной вопрос – характер взаимоотношений и уровень отзывчивости верующих друг к другу (К Римлянам 12:3-8; 1-е Коринфянам 12:12-31). Преданность друг другу имеет основополагающее значение, ибо «все мы одним Духом крестились в одно тело» (1-е Коринфянам 12:13). Природа общения верующих гораздо глубже, чем у людей, собирающихся вместе просто потому, что у них общие интересы или цели.

В образе тела выражаются и другие идеи. Он показывает, что церковь представляет собой живой организм, а не религиозную организацию. Поэтому в ней проявляется не только взаимосвязь отдельных частей, но и способность к росту и развитию (К Ефесянам 4:1-16; К Колоссянам 2:19). Кроме того, у любого тела есть глава, от которой оно получает сигналы, позволяющие ему функционировать. То же самое относится к церкви. В К Ефесянам 1:22; 4:15 и К Колоссянам 1:18-19 ясно показано, что Христос есть Глава церкви.

Второй многогранный образ церкви – образ дома. Хотя в данном случае «дом» представляет собой более широкое общественное понятие по сравнению с нашей обычной семьей, в этом образе, тем не менее, выражается мысль о церкви как о семье, созданной верностью Сына Божьего, Иисуса (К Евреям 3:1-6). Как в любой семье, отношения в ней поддерживаются благодаря надлежащему поведению ее членов. Поэтому большое значение здесь придается правильному поведению членов дома Божьего (1-е Тимофею 3:15; К Галатам 6:10; см. также правила поведения в доме Божьем, напр., К Ефесянам 5:22-6; К Колоссянам 3:18-4; 1-е Тимофею 3:1-13; 5:1–20).

Другие образы церкви основываются, естественно, на реалиях мира, в котором жили Иисус и Его последователи. Среди них можно отметить образы стада, о котором заботится и которое ведет пастырь (От Иоанна 10:1-21; см. также От Луки 12:32; Деяния 20:28-29; 1-е Петра 5:2-4), и «Божьей нивы», на которой евангельское слово сеется и поливается людьми, но взращивается Самим Богом (1-е Коринфянам 3:6-9; см. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ).

Образы, указывающие на будущее. Народ Божий с надеждой смотрит на будущее, в котором спасение осуществится полностью. Особенно яркое выражение эта тема находит в образе Церкви как невесты Христа (От Иоанна 3:29; От Матфея 9:15; 25:1–13; От Марка 2:19; От Луки 5:34-35). Павел использует эту метафору двояко. Он пишет как о любви Христа к Церкви (К Ефесянам 5:25), так и о необходимости для обрученной хранить себя в чистоте к приходу жениха в день свадьбы (2-е Коринфянам 11:2). В Откровение 19:7 эта картина доводится до логического завершения – показывается брачный пир, на котором жених и невеста после многих страданий и необходимой подготовки, наконец, соединяются, и начинаются торжества.

См. также: ВЕТВИ, ВИНОГРАД, ГОЛОВА, ДОМ, ИЗРАИЛЬ, НЕВЕСТА, СВАДЬБА, СЕМЬЯ, СЕМЯ, СОЗИДАНИЕ, СТАДО, ТЕЛО, ХРАМ, ЦАРСТВО БОЖЬЕ/ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.

Библиография:

P. S. Minear, Images of the Church in the New Testament (London: Lutterworths, 1961).

ЦИТРЫ. См. ГУСЛИ.