ЦЕЛОСТНОСТЬ, ПОЛНОТА (WHOLE, WHOLENESS) Словарь библейских образов

В Библии понятие полный и родственные слова используются более трехсот раз, в большинстве случаев просто для передачи идеи завершенности и целостности. Чаще всего это переводы еврейских слов kol и salem (последнее родственно часто используемому евр. мира, salom, «мир») и греческих слов holos, pas, hygieys и sodzo. Это могут быть указания на целостность жертвы всесожжения (Левит 1:13), на весь народ (Числа 1:2), на владение Бога завета всей землей (Исход 19:5), на поиск Бога от всего сердца (Псалтирь 118:2,10), на смерть Христа (Исаия 53:5), на восстановление физического здоровья (От Матфея 9:22), на универсальное влияние грехопадения (К Римлянам 8:18) или греховность и виновность всего человечества (К Римлянам 3:19). Часто предполагается нарушение целостности, вызванное грехопадением, и жажда будущего искупления, которое восстановит полноту человеческого существования.

Полнота Бога и народа. Идея человеческой полноты должна восприниматься в свете представления о безграничном Боге, образ Которого отражен в Его бренном творении (Бытие 1:26-31). Единственный Бог (Вт. 6:4; 1-е Тимофею 2:5) – триединое существо (От Матфея 28:19). Бог последователен (Иакова 1:17). Его совершенства проявляются согласованно и никогда не противоречат друг другу (От Иоанна 3:16; К Римлянам 3:25-26; 1-е Коринфянам 2:12; К Титу 2:11). Хотя Бог испытывает разные эмоции, такие как удовлетворение (Бытие 1:31), сострадание (Бытие 4:6-7,15), печаль (Бытие 6:6-7), ревность (Исход 20:5), удовольствие, гнев (Числа 14:12,18), радость и спокойствие (К Римлянам 16:20), чувства никогда не выводят Его из состояния равновесия, как это случается с людьми (Числа 14:18; Пр. 25:28). Триединый Бог – воплощение самодостаточности (Деяния 17:25) и полноты. Его деяния совершенны и уравновешенны, Его личность неизмеримо прекрасна и симметрична.

В отличие от Божьей полноты, творение, насколько мы знаем, неизбежно в чем-то несовершенно, по меньшей мере в двух отношениях. О первом из них удачно говорится в обращенном к Богу афоризме Августина:

«Ты сотворил нас для Себя,

и сердца наши не найдут покоя, пока не упокоятся в Тебе».

Люди обретают полноту только в отношениях с Богом. Моральные заповеди Бога (Бытие 2:17), Его культурные постановления (Бытие 1:26-28), учрежденный им институт брака (Бытие 2:18-25), то, как Он «ходил в раю во время прохлады дня» (Бытие 3:8), и эмоциональное отчуждение, выразившееся в человеческих чувствах стыда, страха и вины (Бытие 3:7-11), – все это показывает, что Бог сотворил людей, желая поддерживать с ними отношения. После грехопадения потребность людей в общении с Богом возросла (Псалтирь 15:1-2,5; 72:25; Иеремия 9:23-24). Призыв любить Бога от всего сердца (От Марка 12:28-30) основан на факте, что мы несем в себе образ Бога, Который также думает (К Римлянам 11:33-36), чувствует (Бытие 3:9; От Луки 15:22-25) и выбирает (Бытие 1:26). В Своей благодати Он дал нам средство и возможность удовлетворить эту нашу потребность общения, сделавшись доступным нам (Бытие 3:9; Исход 29:45-46; Левит 1:1-2; Псалтирь 90:14-15; От Матфея 11:28-29; К Евреям 10:19-22).

Другая потребность человека в полноте связана с горизонтальными отношениями: это потребность в человеческом сострадании и общении, без которых людям чего-то не хватает. Эта человеческая потребность также основана на факте сотворения людей Богом: Бог сотворил Еву, так как «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). Подтверждение этого можно найти в энтузиазме, с которым Адам откликнулся на сотворение Евы (Бытие 2:23), во второй половине великой заповеди (От Марка 12:28-30), во взаимозависимости членов Тела Христова (1-е Коринфянам 12:7,2427) и во множестве отрывков, в которых нас призывают поддерживать здоровые отношения с другими людьми (От Иоанна 13:35; К Галатам 6:1-10; К Ефесянам 4:25-5, К Ефесянам 5:21). Библия нигде не говорит, что люди могут полноценно жить в полной изоляции; нормальная жизнь возможна только при наличии отношений. Павел проводит подробную аналогию между церковью и человеческим телом (1-е Коринфянам 12).

После грехопадения. Грехопадение запутывает и искажает правомерную потребность человека в полноте и создает тройное препятствие для ее достижения. Суть отношений с Творцом изменяется: человек перестает возделывать сад и прячется в нем (Бытие 2:15; 3:8), от поклонения и радости переходит к стыду и страху (Бытие 2:23; 3:10), от принятия ответственности – к отказу от нее (Бытие 2:15-20; 3:12). В этом состоянии отчуждения Бог благодати призывает к Себе Адама и Еву, помогает им понять, что фиговые листки не компенсируют утраты близкого общения с Ним, следовательно, утраты полноты.

Отношения нарушаются и между самими людьми. Радость равенства (Бытие 2:23-25) уступает место превосходству (Бытие 3:12) и соперничеству (Бытие 3:16); радость близости заменяется отчуждением (Бытие 3:7); привилегия совместной работы (Бытие 1:26-28) – индивидуализмом (Бытие 3:12-13) и в конечном итоге доминированием (Бытие 4:8,2324), слова подтверждения – словами критики (Бытие 3:12).

Отчуждение влияет и на внутреннее равновесие человека, который теряет его из-за нарушения отношений. Страх и стыд ведут к неверно ориентированному творчеству, когда Адам и Ева делают себе набедренные повязки (Бытие 3:7). Признание моральной ответственности (Бытие 2:17; 3:2–3) сменяется отказом от нее (Бытие 3:12). Разум омрачается, эмоции деградируют, воля ослабевает (К Римлянам 1:18-32; К Ефесянам 4:17-19). Внутреннего спокойствия больше нет; присутствует тревога (Бытие 4:5; Исаия 57:16,2021). До грехопадения целостность естественным образом вытекала из общения Адама и Евы между собой и общения их с Богом. Позже, когда кругом и внутри человека стало господствовать насилие, для полноценного общения с Богом стала нужна Божья благодать, сопровождаемая личной кротостью и повиновением.

Для того чтобы поддерживать целостность в этом греховном мире, приходится бороться, и всегда существует опасность ее утраты. Павел молится: «Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1-е Фессалоникийцам 5:23-24). Эти слова полны надежды, но реалистичны: для того чтобы достичь полноты и сохранить ее до пришествия Христа, необходимо могущество Бога мира. Хотя мы совершенны во Христе, пришли к «полноте» в Нем (К Колоссянам 2:10), рождены свыше как семья и друзья (К Галатам 4:4-7; К Колоссянам 1:21-22), мы ограничиваем общение своим непослушанием (От Иоанна 14:21) и отсутствием дисциплины (1-е Коринфянам 9:27), веры (К Евреям 11:6) и терпения (К Евреям 10:32-36).

Грядущий век. Важный библейский эсхатологический образ грядущего века – восстановленная полнота, которой вечно будут наслаждаться прославленные святые. В Книге Откровение содержатся все важные библейские мотивы (которые также рассыпаны по апокалиптическим видениям Ветхого Завета). Один из них – союз людей с Богом и Христом, изображаемый как брак (Откровение 19:7; 21:2, 9), и жизнь, в которой верующие «следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откровение 14:4). Быть цельным значит быть единым с Богом, Который «будет обитать» с людьми (Откровение 21:3). Общественная полнота также присутствует, отраженная в образе единственного города, где будут вечно жить все искупленные (см. описание Иисусом небес как дома со многими комнатами, От Иоанна 14:2). Внутренняя полнота – это подлинный Божий мир (шалом), который заменит боль и слезы исцелением и состраданием (Откровение 21:4). Чувства неуверенности и отчуждения превратятся в уверенность и близость (Откровение 21:3). Здесь описано окончательное исполнение пророчества Исаии о Страдающем Рабе: «Ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:5).

См. также: АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО, ВОССОЕДИНЕНИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ, МИР, ОДИН, ПОЛНОТА, ПОСЛЕДНИЕ ДНИ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ.

ЦЕНТР. См. СЕРЕДИНА.