ЦАРИЦА (QUEEN) Словарь библейских образов

Царицы в Писании – по большей части супруги монархов (Неемия 2:6; 4-я Царств 10:13; Иеремия 13:18; 29:2; см. ЦАРЬ). Хотя их нечасто называют этим титулом, жены царей Иудеи и Израиля воспринимаются как царицы (Иеремия 44:9). Однако царица Савская (3-я Царств 10:1-13; 2-я Паралипоменон 9:1-12) и царица Кандакия (Деяния 8:27) не связываются с каким-либо царем. Эти самостоятельные царицы вызывают в воображении образы экзотических мест, далеких от земли Израиля, а царица Савская удостоилась похвалы за восхищение Божьими делами (Исаия 49:12; От Матфея 12:42).

В целом царица в Библии изображается женщиной изысканной красоты и весьма образованной, которая либо проявляет высокомерие, пользуясь своей властью, либо употребляет ее на благо, укрепляя добродетель. Царицу выбирают за ее красоту, но о ее делах судят по поведению (см. ВЫБОР).

Красота как основание для выбора. Когда царица Астинь получила отставку, из сотен женщин выбор пал на Есфирь как на самую красивую и самую любезную для царя (Есфирь 2:17). Давид увидел купавшуюся Вирсавию и был пленен ее красотой (2-я Царств 11:2-3). Иезекииль изображает Израиль как девочку-сироту, ставшую такой красивой, что она «достигла царственного величия» (Иезекииль 16:13; см. БЛУДНИЦА). Царица обычно отличается исключительной внешностью.

Поведение как основание для оценки. Когда благодаря свой красоте женщина занимает место на престоле, ее репутация определяется тем, как она пользуется властью. В Библии показано, что многие царицы злоупотребляли властью. В Ветхом Завете архетипом злой царицы изображается Иезавель, которая преследовала Божьих пророков и в конечном счете была выброшена из окна дворца и растоптана до неузнаваемости конями (3-я Царств 18:4; 4-я Царств 9:33). Мало чем отличается от нее ее дочь Гофолия, убившая собственных внуков после смерти ее сына Охозии; затем она взошла на престол Иудеи, но позднее была свергнута священником Иодаем (4-я Царств 11:1-20). Менее очевидные злоупотребления совершали первая жена Давида Мелхола, насмехавшаяся над его пляской пред Господом (2-я Царств 6:20-23), и мать Асы Ана, которую сын лишил звания царицы за идолопоклонство (3-я Царств 15:13). К числу негативных образов можно отнести и не вполне ясное упоминание о богине неба (Иеремия 7:18; 44:17). Движущей силой злой царицы служит использование власти в личных целях (Исаия 47:5-7). В Откровении показаны типичное поведение злой царицы и грядущий суд над ней: «Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» (Откровение 18:7).

Отличительной чертой праведной царицы служит стремление к мудрости, праведности или благу для других людей. Царица Савская превозносится за то, что она искала мудрости и потому посетила Израиль (От Матфея 12:42; От Луки 11:31). Жена Валтасара отмечала способности Даниила и его праведные дела (Даниил 5:11-12). Царицу Астинь Артаксеркс прогнал за отказ танцевать перед его пьяными друзьями – поступок, в котором выразилось скорее чувство собственного достоинства, чем непокорность (Есфирь 1:9,1112). Предопределенное свыше восхождение Есфири на персидский престол позволило ей спасти евреев от почти неминуемого уничтожения от руки Амана (Есфирь 29). Вирсавия защищала перед Давидом интересы своего сына, и позднее Соломон оказал ей честь, посадив по правую руку от себя (3-я Царств 2:19).

Хотя образ Марии как царицы неба получил популярность еще в средние века, он не находит подтверждения в Новом Завете. На самом деле в Новом Завете содержится всего четыре упоминания о царицах: два о царице Савской (От Матфея 12:42; От Луки 11:31), одно о царице Кандакии (Деяния 8:27) и одно о вавилонской блуднице (Откровение 18:7). Первые три экзотические царицы олицетворяют язычников, входящих в Царство Божие. Последняя ссылка служит негативной аналогией с Иезавелью, в которой соединяются образы жестокой царицы и неверной жены для изображения пустой гордости противящихся Богу.

См. также: ВИРСАВИЯ, ЖЕНЩИНА, ЦАРЬ.