БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ (DISEASE AND HEALING) Словарь библейских образов

Библейские авторы выражают, в основном, донаучный взгляд на болезни и причины их приписывают в значительной степени действию внешних сил. В некоторых случаях возбудителем болезни прямо называется зло, хотя и допущенное Богом. Именно так объясняются страдания Иова (Иов 2:1-8). Другой пример – «жало в плоти», полученное апостолом Павлом от «ангела сатаны» (2-е Коринфянам 12:7). В данном случае Бог призвал Павла полагаться в своей немощи на Божью силу, но в других местах такие действия врага считаются вредоносными, а исцеление рассматривается как одно из средств демонстрации наступления Божьего Царства (напр., От Луки 13:10-16; ср. От Луки 11:20).

Болезнь – один из главных врагов, которого Иисус подчиняет Себе в первых главах Евангелия от Марка (напр., От Марка 1:32-34,4042; 2:1–12). Хорошее здоровье и исцеление рассматриваются как признаки Божьего благословения, а болезнь – как указание на немилость (Вт. 7:15; 1-я Царств 5:9; Псалтирь 37:4; 40:2–5). Следовательно, при заболевании необходимо обращаться к Богу. Царь Аса, искавший помощи только у врачей, безоговорочно осуждается за это (2-я Паралипоменон 16:12). В нескольких псалмах (напр., Псалтирь 31; 37; 40; 106) перечисляется ряд симптомов, которые недвусмысленно связываются с грехом больного. Бог активно использует болезни как средство наказания и суда (напр., 2-я Царств 12:15; Иов 5:17-18; Псалтирь 31:3-5; 37; Аввакум 3:3-5; Деяния 12:21-23). Эта тема присутствует также в учении Павла о вечере Господней (1-е Коринфянам 11:27-32), когда Павел говорит, что тот, кто ест и пьет, «не рассуждая о Теле Господнем», делает это в осуждение себе, отчего «многие из вас немощны и больны».

Еще один пример – случай с Мариамь в Числа 12. Когда она вместе с Аароном выступила против их брата Моисея, Бог поразил ее проказой. Затем после ходатайства за нее Моисея наказание было заменено семидневным периодом изоляции вне стана. Взаимосвязь между болезнью и отвержением показана в Иеремия 30:17. Сюда же относится и руководство по определению инфекционных кожных заболеваний, изложенное в Левит 13. Установив такой диагноз, священник должен был объявить больного «нечистым» (Левит 13:3) и изолировать его. Во Вт. 28 показаны ужасные последствия неповиновения Богу, в число которых входит множество проклятий, связанных с болезнью. С другой стороны, повинующимся Его закону Бог обещает: «Не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» (Исход 15:26). Соотношение между грехом/прощением и болезнью/исцелением раскрывается псалмопевцем в изображении Господа как Того, Кто «прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Псалтирь 102:3). Эта тема повторяется в Исаия 33:24: «И ни один из жителей не скажет: “я болен”; народу, живущему там, будут отпущены согрешения».

В евангелиях взаимосвязь между грехом и болезнью подразумевается в рассказе об исцелении расслабленного (От Марка 2:1-12; пар. От Матфея 9:1-8 и От Луки 5:17-26). Прежде чем заняться физической проблемой принесенного к Нему человека, Иисус заверил больного, что его грехи прощены. Эта взаимосвязь ясно выражена Иисусом в От Иоанна 5:14 и Иаковом в его послании: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться; много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5:14-16). С другой стороны, как показано в От Иоанна 9:2-3, ошибочно предполагать, что болезнь всегда связана с каким-то конкретным грехом в жизни больного.

Книга Исаии начинается с пророчества, в котором при описании последствий Божьего суда над народом Израиля используются образы «язв, пятен, гноящихся ран» (Исаия 1:6). Аналогичными образами пользуются и другие пророки. Иеремия часто рисует картины болезни и исцеления для изображения разрушения и последующего восстановления Иерусалима (напр., Иеремия 10:19; 14:17; 15:18; 30:12–17; 33:1–9; см. также Михей 1:9). О лжепророках, возвещающих оптимистическое будущее, говорится, что они «врачуют раны народа Моего легкомысленно» (Иеремия 6:14; см. также Плач Иеремии 2:13-14). Аналогично пророк Наум описывает судьбу ассирийской столицы Ниневии (Наум 3:18-19). Осия показывает картины болезней и ран для иллюстрации последствий вторжения в Израиль и Иудею (Осия 5:8-15). Здесь тоже восстановление рассматривается как исцеление: «Пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны» (Осия 6:1).

Чудеса исцеления связываются прежде всего со служением Иисуса. Даже когда орудием исцеления выступает Петр, он дает ясно понять Енею, что «исцеляет тебя Иисус Христос» (Деяния 9:34). Матфей особо подчеркивает, что Иисус исцелял «всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (От Матфея 4:23-24). Акцент на исцелении Иисусом «всякой» болезни делается также в От Матфея 9:35, а также в поручении, данном двенадцати ученикам (От Матфея 10:1). В евангелиях приводятся два высказывания Иисуса, которые были, вероятно, хорошо известными поговорками, касающимися медицины: «врач! исцели Самого Себя» (От Луки 4:23) и «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (От Матфея 9:12 и пар.). В пророчестве Исаии заявляется, что раны Страдающего Раба привели к исцелению Его народа (Исаия 53:5). Этот образ использует Петр в своем Первом послании: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1-е Петра 2:24). Хотя многие понимают это в смысле физического исцеления, контекст показывает, что Петр имел в виду духовное исцеление благодаря восстановлению связи с Богом.

При изображении совершавшихся Иисусом чудес исцеления Лука, врач по профессии, упор делает на силе Бога (напр., «и сила Господня являлась в исцелении больных» [От Луки 5:17] или «народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» [От Луки 6:19]). В Деяниях Петр тоже говорит, что «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деяния 10:38). Кроме того, в глазах Луки, исцеления, которые совершал Иисус, служили наглядным выражением приближения Царства Божьего (От Луки 10:9).

Целебные свойства галаадского бальзама (Бытие 37:25; 43:11) были хорошо известны. У Иеремии его недоступность символизирует тяжелое положение народа Израиля: «Отчего же нет исцеления дщери народа моего?» (Иеремия 8:22; ср. Иеремия 51:8). У Иезекииля в видении нового храма присутствует образ могучей реки, по берегам которой растут плодовые деревья. «Листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иезекииль 47:12). Этот образ повторяется в Откровении, где «по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» (Откровение 22:2). В пророчестве Малахии подчеркивается целительное воздействие солнечных лучей: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Малахия 4:2).

В пастырских посланиях образ здоровья связывается с учением, которое принимают христианские общины. Лжеучения в теле Христовом подобны гангрене, распространяющейся очень быстро и оказывающей крайне разрушительное воздействие. В этой связи Павел предупреждал членов церкви о необходимости быть «здравыми в вере» (К Титу 1:13; 2:2), то есть придерживаться преподанного им «здравого учения» (1-е Тимофею 1:10; 6:3; 2-е Тимофею 1:13; 4:3; К Титу 1:9; 2:2, 8).

См. также: БЕСЫ, ЗЛО, ИИСУС ХРИСТОС, РАНА, СКОРБЬ, СЛАБОСТЬ, СТРАДАНИЕ, УРОДСТВО, УШИБ, ЦАРСТВО БОЖЬЕ/ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.