БОГ КАК ХОЗЯИН (HOST, GOD AS) Словарь библейских образов

Библейский образ Бога как Хозяина основывается на характерных действиях людей, принимающих гостей: в качестве небесного Хозяина Бог совершает те же самые дела, что и люди. Библейский образ Бога как Хозяина определяется необычайным значением, придававшимся в Древнем мире обязанностям хозяина перед гостями. Древние греки рассматривали гостеприимство как признак цивилизованности, римляне считали его священным долгом, а евреи разработали доскональный кодекс гостеприимства применительно к условиям кочевой жизни, в которой передвижения с места на место требовали предоставления различных услуг по типу постоялых дворов. Принимавшие гостей люди предлагали им защиту, кров и пищу. Действия Бога как Хозяина в метафорическом смысле следуют той же схеме, причем чаще всего упоминается о предоставлении пищи. При рассмотрении вопроса особое внимание уделяется тем местам в Библии, где Бог проявляет попечение о Своих созданиях, нередко приглашая или повелевая принять Его заботу и выступая при этом в роли хозяина, принимающего гостей.

Материальное обеспечение. Обеспечивать питанием Свои создания Бог начал с сотворения мира. Кульминационный пункт в Бытие 1 – заявление Бога, что всем животным на земле «дал Я всю зелень травную в пищу» (Бытие 1:30). Хозяином, обеспечивающим жизненные потребности животных, Бог изображается в Ветхом Завете и далее (Псалтирь 103:27-28; Иов 38:39-41). Но, разумеется, главным объектом Божьей заботы о пропитании обычно показывается человек.

Это обеспечение началось в саду. Глава Бытие 2 пронизана темой чудесной заботы Бога о нуждах людей, и эта забота отчасти выражалась как поведение хозяина по отношению к гостю – в форме предоставления безопасного и привлекательного места для проживания и отдыха, пищи и общения. Первыми словами Бога Адаму были: «От всякого дерева в саду ты будешь есть» (Бытие 2:16).

В рассказе об исходе метафора Бога как Хозяина не выражается прямо, но все же присутствует. Народ Израиля крайне нуждался в Боге для выживания в пустыне, и Бог давал защиту и пищу. Примечательные примеры – манна, вода из скалы (Исход 17:1-7) и перепела (Исход 16). Автор Книги Исход не пользуется образом Бога как Хозяина, но псалмопевец в своей ретроспективной картине подходит к нему ближе: в Псалтирь 77:19 Бог изображается готовящим трапезу в пустыне, а в Псалтирь 104:39-41 содержатся еще более конкретные образы приема гостей:

Простер облако в покров им и огонь, чтобы светить им ночью.

Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.

Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим.

Однако опыт особого обеспечения в пустыне был лишь подготовкой к жизни в обетованной земле, которая символически описывается как земля, в которой течет молоко и мед (двадцать раз). Смысл этого выражения вряд ли ограничивается обилием коров, коз и пчел, в нем также выражается представление о жизни в обетованной земле как о присутствии на богатом пире за столом Самого Бога (Вт. 6:3).

Кульминации ветхозаветный образ Бога как Хозяина достигает, безусловно, в Псалтирь 22. Это поэтическое произведение начинается со сравнения Божьей заботы с заботой пастыря о своих овцах, но уже здесь метафорический образ вызывает в воображении картину попечения хозяина о своих гостях. Более того, в последних двух стихах псалма символика приобретает четкий характер взаимоотношений хозяина и гостя с упоминаниями о подготовке трапезы, помазании головы для освежения, переполненной чаше и пребывании в хозяйском доме.

В Новом Завете в роли Хозяина в нескольких случаях выступил Иисус. Он превратил воду в вино, чтобы продолжить празднование свадьбы (От Иоанна 2:1-10). Он дважды чудесным образом накормил тысячи людей (От Матфея 14:15-21; 15:32–38) и учил, что Он Сам есть хлеб жизни, истинная манна с неба (От Иоанна 6:30-51). После воскресения Он дал хлеба ученикам из Еммауса (От Луки 24:30) и приготовил завтрак из хлеба и рыбы для Петра и других учеников (От Иоанна 21:9-14).

Святые трапезы. Среди пяти приношений в жертвенной системе особое место занимала жертва мирная, поскольку священник сжигал часть ее на жертвеннике в «пищу» Господу (Левит 3:11,16). Название этого приношения связано с еврейским словом, означающим мир или благополучие. Эти жертвы приносились по обету или от усердия, а также в благодарность за ответ на молитву (Левит 7:12,16). Суть обряда заключалась в совместной торжественной трапезе с участием приносивших жертву, священников и Господа. Такое единение предвосхищало общение христиан с Христом, Который дал им Свою «Плоть» и «Кровь» (От Иоанна 6:53-58).

В конечном счете, это жертвоприношение вылилось в вечерю Господню, установленную Иисусом. Здесь мы, безусловно, видим высший пример образа Бога как Хозяина, Который предоставляет продукты для трапезы и приглашает на нее людей. На самой вечере Господней (От Матфея 26:26-29) Иисус подавал ученикам хлеб и вино и обращался к ним, как хозяин, предлагающий кушанья: «Приимите, ядите... пейте». Такие же слова используются в наставлении по проведению вечери Господней в 1-е Коринфянам 11:23-26. Основной смысл этого образа заключается в необходимости принятия гостями приглашения небесного Хозяина.

Пир спасения. Большинство упоминаний о Боге как о Хозяине носит метафорический характер, и слова о физической пище и воде используются в них для изображения духовного спасения. Эта тема уходит корнями в Ветхий Завет. У Исаии Бог предстает приглашающим людей бесплатно пользоваться водой, вином, молоком и хлебом (Исаия 55:1-2) и устраивающим «для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин» (Исаия 25:6). Столь же выразительны картины тысячелетнего царства с горами, источающими вино, и с холмами, с которых течет молоко (Иоиль 3:18; Амос 9:13). Совокупная картина вызывает в воображении представление об изобилии, удовлетворенности и радостном празднике, которые стали возможными благодаря щедрости Бога.

Наивысшего выражения образ метафорического праздника спасения, на который приглашает Бог, достигает в притчах и иносказаниях Иисуса. На память сразу же приходит притча о пире, на который настоятельно приглашает Бог (От Луки 14:15-24), притча, поводом для которой послужило чье-то замечание: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» (От Луки 14:15). Дважды читаем о людях, которые «возлягут... [на празднике] в Царстве Небесном/Божи- ем» (От Матфея 8:11; От Луки 13:29). К этому можно добавить заявление Иисуса, что те, кто «пребыли со Мною в напастях Моих», будут есть и пить «за трапезою Моею в Царстве Моем» (От Луки 22:28-30). В притче о блудном сыне простивший его отец устроил богатый пир, на который пригласил соседей (От Луки 15:22-24).

Иисус сказал самарянке у колодца, что Он может дать воду, обеспечивающую жизнь вечную (От Иоанна 4:13-14), и пригласил жаждущих приходить к Нему и пить (От Иоанна 7:37-39). Омыв ноги учеников, Иисус исполнил обязанность хозяина (От Иоанна 13:1-17). В одном из эсхатологических высказываний Иисус сравнил день грядущий с брачным пиром, где слуги, которых «господин, пришед, найдет бодрствующими», будут вознаграждены тем, что он «препояшется и посадит их, и подходя станет служить им» (От Луки 12:36-37).

Как показывают некоторые из этих отрывков, эсхатологические образы невозможно отделить от образов спасения. Небесный пир начинается на земле в момент обретения веры в Христа как в Спасителя и окончательное выражение находит в грядущем Небесном Царстве. Кульминации эсхатологические образы достигают в Книге Откровение, где показана небесная «брачная вечеря Агнца», на которую приглашены искупленные (Откровение 19:9), и где жаждущие приглашаются брать «воду жизни даром» (Откровение 22:17).

Заключение. На всем протяжении Библии Бог ясно показывается как дающий пищу для жизни во всех ее проявлениях. Помимо общей заботы о творении, Бог приглашает воспользоваться благами искупления, которые часто поэтически изображаются в виде изобилия пищи или пира. Материальная пища – вполне осязаемое благословение, которое иногда дается путем совершения чудес, раскрывающих одну из граней природы Бога, но пища служит также метафорой для изображения благой жизни, которую Бог дарует Своему народу. Общение и богатое обеспечение, утерянные в Едеме, будут полностью восстановлены только в новом Иерусалиме, но опыт получения благодеяний Бога в настоящем побуждает Его народ жить в соответствии с обетованием счастливого будущего.

См. также: БЛУЖДАНИЕ, БОГ, ГОСТЕПРИИМСТВО, ГОСТЬ, ЕДА, ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД, МАННА, ПИР, ПИТЬЕ, ПРИШЕЛЕЦ, САД, СВАДЬБА, УЖИН.