БЛЮДО, СОСУД (BOWL) Словарь библейских образов

Блюдо представляет собой вместилище, обычно округлой формы, предназначенное для жидких или твердых продуктов. Это слово часто используется в связи с кулинарией, но не только. Оно ассоциируется с такими вместилищами, как кувшин, чаша, миска или таз. Вместе с тем, хотя между всеми этими сосудами есть определенное сходство, обычная чаша отличается от кувшина по форме, а от таза по размерам.

О блюдах в Библии часто упоминается в буквальном смысле, но нередко это слово приобретает символический подтекст. Например, блюдо в виде чаши может символизировать полноту и завершенность. В Захария 9:14-17 пророк описывает появление Небесного Воителя, принесшего избавление от врагов. Народ Божий метафорически сравнивается с полными «жертвенными чашами», используемыми для окропления углов жертвенника (Захария 9:15; см. Числа 7:13,19, где показано использование блюд в храмовой службе).

Символическое значение блюдо или сосуд имеют не только в силу своей роли вместилища, но и учитывая характер того, что в них содержится. Показательный пример мы видим в Откровение 16, где семь ангелов с «семью чашами гнева Божия» (Откровение 16:1) изливают содержимое чаш на землю для наказания ее жителей.

Символическое значение блюдо может иметь и по своему использованию. В Ветхом Завете, например, блюда играли важную роль в богослужениях Израиля и были тесно связаны со святилищем (Исход 24:6; 25:29; 27:3; 37:16; 38:3). Таким образом блюда, которые наверняка использовались и по прямому назначению, в силу своей ассоциативной связи со святым местом, несли также дополнительный смысл присутствия Божьего и Его святости.

Кроме того, в От Матфея 5:15 (От Марка 4:21; От Луки 11:33) Иисус учил Своих последователей, что они должны быть светом миру и что им нельзя пренебрегать своими обязанностями, ставя свет под сосудом. В образе необычного расположения сосуда над Светильником демонстрируется нелепость сокрытия «добрых дел и прославления Отца» (От Матфея 5:16). В другом евангельском рассказе (От Матфея 26:23) Иуда и Иисус пользовались за трапезой одним блюдом. Это затем указало на предателя Иисуса. Ирония заключается в том, что общее блюдо за трапезой служило символом близости и доверия. Предателем Иисуса стал близкий Ему человек.

Образ сосуда появляется также в конце Книги Екклесиаста в известном описании старости и приближающейся смерти. Свой рассказ Екклесиаст завершает показом разрушающейся и становящейся ненужной домашней утвари. Среди прочих предметов мы видим «кувшин» (Екклесиаст 12:6). Жизнь подобна драгоценному и полезному предмету, который в конце концов становится ненужным.

См. также: ЧАША.