БЛИЗОСТЬ, ПРИБЛИЖЕНИЕ (NEAR, DRAWING NEAR) Словарь библейских образов

В современных переводах слова со значением близко, близость встречаются от 250 до 300 раз. В Библии близкое положение может быть пространственным, временным и духовным и чаще всего имеет положительное значение.

Как пространственный образ близкое положение к чему-то подразумевает тесную связь и доступность. Обычно в этом выражается положительный смысл близости к пункту назначения или безопасному месту. Но если близость опасна, положительный смысл принимает мотив, что опасность «не приблизится» (Исаия 54:14; Псалтирь 90:7,10). Будучи антонимом далекого, слово близко фигурирует в распространенном библейском выражении «далеко и близко», в котором подразумевается включение всего, что находится между этими понятиями.

Близость может также иметь временной характер – близость суда (Осия 9:7), спасения (Исаия 56:1; К Римлянам 13:11), Царства Божьего (От Марка 1:15) или второго пришествия (Откровение 22:12).

Наиболее выразительные образы близости – метафорические и духовные. Коль скоро в завете с Израилем присутствие Бога располагалось в определенном месте, «приближение» принимает символический смысл не только физической, но и духовной близости. В этом отношении Ветхий Завет рисует парадоксальную картину: Израилю предлагается приблизиться к Божьему присутствию (Вт. 4:11; 15:20; Псалтирь 64:5), но, в то же время, держаться на расстоянии (Исход 24:2; Числа 2:2). Поэтому самое характерное использование этого образа относится к священникам и левитам, поскольку только им позволяется «приближаться» к Богу во время жертвоприношений (Левит 21:17; Числа 4:19; 18:4; Иезекииль 40:46; 45:4; ср. К Евреям 10:1).

Но, наряду с этим ограничением, мы видим уверенность, что Бог может «приблизиться» не только в Иерусалиме (Псалтирь 17:7-10; 68:19; Плач Иеремии 3:57), а в Новом Завете высказывается мысль, что мы можем приближаться к Богу в молитве в любом месте (К Евреям 10:22). В Ефесянам говорится о тех, кто были «некогда далеко», то есть язычниках, но теперь «стали близки», как и Израиль, «Кровию Христовою» (К Ефесянам 2:13). В определенном смысле Бог уже «не далеко» от всех человеческих существ, как указывает Павел в Деяния 17:27-28. Тайна божественно-человеческих отношений в значительной мере раскрывается в выразительном афоризме в Иакова 4:8: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам».

См. также: УДАЛЕННОСТЬ.