БЛИЖНИЙ (NEIGHBOR) Словарь библейских образов

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя», то есть не причиняй зла другим и делай добро где только можешь, стало популярной западной философской концепцией. Понимание мира как «всемирной деревни» распространило понятие близости на необходимость оказания помощи неимущим во всем мире. Это, однако, не соответствует тому, что библейские авторы вкладывали в понятие ближний.

Заповедь любить ближнего впервые сформулирована в Левит 19:18, где она подводит итог детальным установлениям, регулирующим общественное поведение. Она восемь раз повторяется в Новом Завете и единственна в своем роде среди древних кодексов законов. Это не просто отвечающее здравому смыслу предписание в сфере общественных отношений. Такие частности, как запрет нарушать межи ближнего (Вт. 19:14), фигурировали во многих законах, но только израильтяне прямо и косвенно обязывались относиться благожелательно к своим ближним. Суть заключалась во внимании к ним, как к самому себе, с обоюдным доверием и уважением: «Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою» (Притчи 3:29). Закон о передаче залога, например, обязывал проявлять большую деликатность. Когда сделка заключена, «не ходи к нему [ближнему] в дом, чтобы взять у него залог» (Вт. 24:10). Требование вручить залог было бы ненужным вторжением в личную жизнь человека, привело бы его в замешательство или вызвало бы чувство несостоятельности.

Кроме того, человек должен думать о своем ближнем хорошо: «Кто презирает ближнего своего, тот грешит» (Притчи 14:21), – и то же самое относится к тайно клевещущему на ближнего – Бог посрамит его (Псалтирь 100:5). Павел подкрепляет эту мысль в Новом Завете: «Каждый из нас должен угождать ближнему во благо» (К Римлянам 15:2), – практическое выражение почитания «другого высшим себя» (К Филиппийцам 2:3).

В ветхозаветные времена понятие «ближний» ограничивалось на практике, но не в принципе и касалось как израильтян, так и «пришельцев», добровольно живших среди них. Ближним стал любой, кто нравится. Но это низводило людей до положения предметов, которые любят, игнорируют, презирают, ненавидят или которыми, возможно, манипулируют.

В противовес этому Иисус в ответ на вопрос законника: «Кто мой ближний?» рассказал притчу о добром самарянине (От Луки 10:25-37). Он подтвердил ветхозаветную позицию с упором на ответственность, впервые выраженную в не высказанном прямо ответе на риторический вопрос Каина: «Разве я сторож брату моему?» (Бытие 4:9). Ближний – не человек, испытывающий нужду, а человек, находящийся во взаимосвязи с другим человеком (От Луки 10:36) – иными словами, это я сам в зеркальном отражении, то есть любой человек, сотворенный по образу Божьему и смотрящий на меня будто бы из зеркала – с такими же нуждами, чувствами, надеждами, желаниями и правами.

Хотя многие пытаются уклониться от такого понимания, библейские авторы используют термин ближний для выражения желания Творца, чтобы человеческие отношения были отмечены чувством братства и взаимной поддержкой, а не эгоизмом, прикрываемом благотворительными делами.

См. также: ВРАГ, ГОСТЕПРИИМСТВО, СЕМЬЯ.