БЛАГОСТЬ (GOODNESS) Словарь библейских образов

Благость – таинственное понятие, в котором подразумеваются чувство восхищения в сочетании с неизмеримой глубиной тайны. Обзор употребления слов благость и благой в Библии быстро раскрывает причину такого понимания: благость в Библии связывается с Самим Богом. Отец, Сын и Святой Дух сами по себе благие и творят благо. Божьи люди по сути своей не благие, но способны совершать благие поступки благодаря наделению силой Божьего Духа и присутствию в своей жизни Бога через Иисуса Христа. Что же такое благость? Как в красоте библейских образов раскрывается богатство определений благой и благость, встречающихся в Библии более шестисот раз?

Благость Бога. Благость присуща самой природе Бога. Как природа воды выражается в ее влажности, а природа огня в горении, так и природа Бога выражается в благости. Это качество неизменно, оно не может ослабнуть, и у него нет ни начала, ни конца. Когда Моисей попросил показать ему славу Божью, Бог ответил: «Я проведу пред тобою всю благость Мою» {«славу»}, но «лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исход 33:19-20). Здесь Божья благость представлена тайной, выходящей за рамки человеческого понимания. Во время той же встречи Бог прошел перед Моисеем и возгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания» (Исход 34:6-7). Благость Бога выражается в названных здесь качествах – милости, благодати, любви, верности, готовности прощать и праведности.

Такое всеобъемлющее понимание благости Бога находит отражение и в псалмах. Благость Господа можно увидеть в образе «земли живых» (Псалтирь 26:13), в котором подразумевается, что в этой жизни нам доступна благость Бога. В Псалтирь 30, псалме благодарения, псалмопевец восклицает: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя» (Псалтирь 30:20), – и в перечень свидетельств тому включает Божью праведность, неизменную любовь, сострадание, верность, благодать и милость. В Псалтирь 144, псалме хвалы, тоже превозносится «великая благость» Бога, которая связывается с такими нравственными и духовными атрибутами, как величие, могущество, праведность, милость, неизменная любовь, сострадание и промысел. Бог благ по самой Своей сути: Иисус заявил, что «никто не благ, как только один Бог» (От Луки 18:19), а псалмопевец написал: «Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны» (Псалтирь 15:2).

Бог не только благ Сам, Он также творит благо. Псалмопевец соединяет оба понятия и пишет: «Благ и благодетелен Ты» (Псалтирь 118:68). В Ветхом Завете Бог «доброе изрек об Израиле» (Числа 10:29) и сдержал Свое обещание. Тогда как братья Иосифа умышляли против него зло, «Бог обратил это в добро, чтобы... сохранить жизнь великому числу людей» (Бытие 50:20). При освящении храма люди «пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю» (3-я Царств 8:66). Псалтирь 22, в котором перечисляются Божьи добрые дела, заканчивается уверенным предсказанием: «Благость и милость [Бога] да сопровождают меня во все дни жизни моей» (Псалтирь 22:6). В Новом Завете Бог тоже изображается Богом, совершающим благо. Иисус «ходил, благотворя» (Деяния 10:38). Павел выразил уверенность, что любящим Бога «все содействует ко благу» (К Римлянам 8:28).

Благое творение. Нет, пожалуй, более известного библейского отрывка на тему о благих делах, чем шесть заявлений в рассказе о творении (Бытие 1) «и увидел Бог, что это хорошо», за которыми следует кульминационное заявление: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:31). Здесь мы видим еще одну группу библейских образов добра – творение, вызванное к жизни Богом и продолжающее приносить благословение роду человеческому. В Божьем творении, в том числе в людях, созданных по образу Его, отражается Его собственная благость; не удивительно поэтому, что в принципе оно хорошее. Павел заявил, что «всякое творение Божие хорошо» (1-е Тимофею 4:4).

Учитывая связь между Богом и Его творением, человеческая жизнь в этом мире рассматривается в Библии как по сути хорошая. В качестве примеров краткого выражения этой мысли можно привести два отрывка из Книги Иеремии. Искупленные «придут... и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа» (Иеремия 31:12), а следующая за этим утверждением картина благости Бога включает в себя образы пшеницы, вина, елея, агнцев и волов, и жизни настолько полной, что она выглядит как «напоенный водою сад» с людьми, веселящимися в хороводе (Иеремия 31:12-13). Получивший такое благословение народ «насытится благами Моими, говорит Господь» (Иеремия 31:14). Здесь благость Бога распространяется на благие вещи в этой жизни и находят выражение образы человеческой удовлетворенности наряду с внутренне присущей Богу благостью.

Аналогичная группа образов добра, исходящего из Божьих благословений Своих созданий встречается через главу: «Опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: “славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его”, и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем» (Иеремия 33:11). Это воистину образ легендарной благой жизни с гармоничными отношениями между Богом и людьми, восхваляющими Бога и радующимися благословениям, которые Он дает. Благость Бога не отделена от жизни, а, напротив, служит основанием всех ее благ.

Плод Духа. Люди, созданные по образу Божьему и восстановленные в этом образе через искупление, тоже способны действовать на благо. Их дела, как и Божьи, объявляются «хорошими». «Деяния и добродетели» Езекии были настолько известными, что удостоились письменного упоминания (2-я Паралипоменон 32:32). Автор Притчей заявил, что «добрый приобретает благоволение от Господа» (Притчи 12:2) и насыщается от путей своих (Притчи 14:14). Иосиф из Аримафеи был «человек добрый и правдивый» (От Луки 23:50), а Варнава «был муж добрый и исполненный Духа Святого» (Деяния 11:24). Здесь мы видим в Библии иную категорию благости – относящуюся к персонажам, демонстрирующим богоподобные качества, которые в Библии изображаются выразителями наивысшего добра.

Благость прославляется как один из плодов Духа, характеризующих тех, кто принадлежит Христу (К Галатам 5:22-24). Выше мы отметили, что источник всей благости есть Бог; следовательно, «кто делает добро, тот от Бога» (3-е Иоанна 1:11). Благость человека не исходит от него самого: «Нет делающего добро, нет ни одного» (К Римлянам 3:12», – пишет Павел. Или еще: «Не живет во мне... доброе» (К Римлянам 7:18). Вместе с тем, Павел призывает имеющих Духа «делать добро всем» (К Галатам 6:10), как и Иисус, заповедовавший Своим последователям «любить врагов ваших, и благотворить» (От Луки 6:35). Иисус учил также, что «дерево доброе приносит и плоды добрые» (От Матфея 7:17).

Вселенский конфликт. Важным аспектом библейского образа благости является то обстоятельство, что он изображается на фоне своей противоположности. Задним планом служит предпосылка о великом духовном конфликте между добром и злом. Вариация на эту тему содержится практически в каждом библейском рассказе. Конфликт начался в раю, где было дерево познания добра и зла (Бытие 2:9,17). Вкусив плодов запретного дерева, Адам и Ева познали добро и зло (Бытие 3:22). С того времени добро и зло переплелись, и такое положение стало уделом живущих в падшем мире.

Первейшая обязанность живущих в таком мире заключается в различении добра и зла (2-я Царств 14:17; 3-я Царств 3:9; К Евреям 5:14). Другая – в том, чтобы делать добро, а не зло, решительно отвергать зло и избирать добро (Псалтирь 33:15; 36:27; Притчи 14:22; Исаия 7:15-16; Амос 5:14-15; 1-е Петра 3:11; К Римлянам 12:9). К добру надо всеми силами стремиться (Притчи 11:27).

Еще одна вариация на тему – разделение рода человеческого на две категории: добрых и злых (Притчи 15:3; Екклесиаст 9:2; От Матфея 5:45; 12:35; От Иоанна 5:29), как и дела человеческие считаются либо добрыми, либо злыми (Екклесиаст 12:14; 2-е Коринфянам 5:10). Разрешение вселенский конфликт получит в эсхатоне, и хотя в современных переводах Книги Откровение слова добро и благость не встречаются, основной смысл книги сводится к неизбежности конечной и решающей победы добра над злом.

Образы благости. Благость наряду с обыденным прилагательным хороший – самый распространенный библейский образ, используемый для выражения положительных сторон человеческой жизни. Содержательность этого образа станет в какой-то мере ясной, если мы просто обратим внимание на широкую гамму понятий, которые разные библейские авторы называют хорошими. Под одну из таких категорий, естественно, подпадают нравственные и духовные ценности. Нас призывают: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» (Псалтирь 33:9). Прославление Бога есть благо (Псалтирь 53:8; 91:2), также как и приближение к Богу (Псалтирь 72:28). То же самое относится к «благодеявшей руке Бога» (Неемия 2:18), к «уставам и заповедям добрым» (Неемия 9:13), к благим словам Бога (3-я Царств 8:56), к «доброму пути» (2-я Паралипоменон 6:27), к справедливости, любви к делам милосердия и к смиренномудренному хождению пред Богом (Михей 6:8).

Но благость может относиться и к менее «духовным» сферам жизни. Например, хорошими могут выглядеть пастбища (1-я Паралипоменон 4:40; Иезекииль 34:14), или работы по возведению стены (Неемия 2:18), или поиски доброй жены (Притчи 18:22). Совместная жизнь верующих – благо (Псалтирь 132:1). То же самое относится к «слову во время» (Притчи 15:23); к еде, питью и радости от работы (Екклесиаст 5:17); к мудрости (Екклесиаст 7:11) и к совести, свободной от чувства вины (Деяния 23:1; 1-е Тимофею 1:5). Добрыми могут быть плоды дерева (От Матфея 7:17), даяния родителей детям (От Матфея 7:11) и учение мудреца (Притчи 4:2). Благими могут быть даже страдания (Псалтирь 118:71).

Заключение. Образы благости в Библии показывают, что Бог благ и что через Его присутствие в нашей жизни мы возрастаем в благости и подобии Ему. Размышления о благости Господа порождают ощущение подлинной добродетели, обращающейся к самому лучшему, что есть в каждом верующем. Будучи созданиями, сотворенными по образу Божьему, мы можем стремиться к благости в окружении мира и общества, в которых есть много хорошего.

См. также: БЛАГАЯ ЖИЗНЬ, БОГ, ЗЛО, KPACOТА, МИР, МУДРОСТЬ, ТВОРЕНИЕ.