БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ (BLESSING, BLESSEDNESS) Словарь библейских образов

В Библии показано множество связанных с благословением сцен, в которых благословение ищут, обещают, дают и получают. Благословение предполагает наличие его источника и получателя, а нередко и посредника, через которого передается Божье благословение человека. В Библии благословение в конечном счете исходит от Бога, хотя люди тоже часто высказывают пожелание благословения своим ближним. Стремление достичь состояния благословенности присуще всем людям, и в Библии проводится четкое различие между путями, ведущими к благословенности, и вещами, которые уводят от нее. В Библии показан широкий спектр понятий, способствующих обретению благословенности, – от материальных до духовных, от земных до небесных.

Первое благословение, которое мы видим в Библии, относится к творению. Сотворив земных животных, «благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:22). В Божьем благословении Ноя и его сыновей после потопа выражалась мысль об их владычестве над творением и о том, что оно должно предоставлять средства для поддержания человеческой жизни (Бытие 9:1-7). С того времени природа в библейском рассказе не перестает быть объектом Божьего благословения; Он благословляет творение и различные его стороны через или посредством самого творения.

Божье благословение постоянно распространяется на творение и через творение на род человеческий (Псалтирь 103). Щедрые дары природы – один из основных библейских образов Божьего благословения Изобилием. Это благословение носит всеобщий характер и не ограничивается только верующими в Бога. По словам Иисуса, Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (От Матфея 5:45).

Второй образ благословения – благословение ветхозаветными отцами своих сыновей перед смертью. Самые известные примеры мы видим в Бытии, прежде всего благословение Исааком Иакова и Исава (Бытие 27) и благословение Иаковом своих сыновей (Бытие 4849). В этих благословениях выражались не просто добрые пожелания; в определенном смысле они были эффективным средством достижения того, что патриархи стремились в них вложить. В дополнение к семейным благословениям Моисей перед смертью благословил народ (Вт. 33).

Третий образ благословения – благословение, связанное с заветом. Такое благословение было впервые высказано при призвании Авраама Богом: «Я благословляю благословляющих тебя... и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:3). С того времени сама мысль о завете связывается с благословением. В этих благословениях находят выражение пять тем. Во-первых, Божье обетование благословения тех, кто соблюдает завет. Во-вторых, условный характер благословения, или благословение как проверка послушания народа. Как в случае начала новой эпохи (напр., когда Моисей готовит израильтян к поселению в Ханаане [Вт. 28 – 30] или когда Самуил провозглашает Саула царем [1-я Царств 12]), так и в пророческих прорицаниях суда из-за невыполнения народом заветных обязательств перед Богом, показывается, что благословение носит условный характер. В-третьих, благословение понимается в определенном смысле как награда за послушание. В-четвертых, с этим связывается тема о благодати: Бог действительно вознаграждает послушание, но делает Он это по Своей благодати. Человеческие заслуги не играют никакой роли: при определении особого статуса Израиля Моисей дал ясно понять, что Божье благословение основывается исключительно на Его любви (Вт. 7:6–16). Наконец, полной противоположностью благословения, получаемого благодаря послушанию Богу, является проклятие в результате непослушания Ему. Благословение и проклятие – разные стороны одной медали в Божьем Промысле (Вт.28). В Новом Завете благословение, основанное на его ветхозаветном понимании, показано как духовное состояние тех, кто принадлежит Царству Христа. Объектами Божьего благословения становятся уже отдельные верующие, а не избранный народ как таковой. Тогда как в ветхозаветном благословении большое (но не исключительное) внимание уделялось материальному благополучию, в Новом Завете материальные блага не играют почти никакой роли. Благословение понимается прежде всего как духовное наследие верующих на небе. Более того, в заповедях блаженств Иисус благословляет тех, кто испытывает лишения в этой жизни. Тональность задает и Павел, который пишет: «Для немощных был как немощный... Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его» (1-е Коринфянам 9:22-23).

См. также: БЛАЖЕНСТВО, ИЗБЫТОК.