БИТЬЕ, ПОБОИ, ИЗБИЕНИЕ (BEAT, BEATING) Словарь библейских образов

Примерно восемьдесят ссылок на битье подпадают под разные смысловые категории. Некоторые из них встречаются в рассказах о жатве. В данном случае имеется в виду отделение полезных питательных частей от отходов. Так, маслины отбиваются для приготовления елея (Исход 29:40; Левит 24:2), а пшеница выколачивается для отделения зерна (Книга Судей 6:11; Руфь 2:17 {«ячмень»}). Масличные деревья тоже обиваются, чтобы получить с них плоды (Вт. 24:20; Исаия 17:6; 24:13). Израильтяне толкли манну в ступе, прежде чем варить ее (Числа 11:8). В военных песнях, прославляющих победу, этот процесс превращается в метафорический образ побития противников, рассеивающихся «как прах земный» (2-я Царств 22:43) или «как прах пред лицом ветра» (Псалтирь 17:43).

Положительное значение этот образ имеет также в случаях, когда речь идет об обработке металлов. Золото обивали для производства щитов (3-я Царств 10:16-17; 2-я Паралипоменон 9:15-16). В тысячелетнем царстве мечи будут перекованы на орала, а копья – на серпы (Исаия 2:4; Михей 4:3; ср. Иоиль 3:10). Серебро тоже ковали (Иеремия 10:9).

В отрицательном смысле этот образ выражается, в частности, в том, что силы природы могут наносить удары по беззащитному народу. Например, солнце «стало палить голову Ионы, так что он изнемог» (Иона 4:8), в притче Иисуса о двух домах на них обрушились дождь и ветер (От Матфея 7:25,27), а волны «били в лодку» Иисуса и учеников, угрожая затопить ее (От Марка 4:37). По словам Притчи 28:3: «Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб».

Бить себя в грудь было в Древнем мире обычным способом выражения печали, тревоги или раскаяния. Такой обычай показан и в Библии (Исаия 32:12; Наум 2:7; От Луки 18:13; 23:27, 48).

В желании разбить что-либо вдребезги выражалось стремление освободиться от чего-то, связывающего человека, особенно от языческих идолов. Иосия разбил и сжег языческого идола (4-я Царств 23:6), а также разрушил жертвенники и посвященные дерева (2-я Паралипоменон 34:7). Пророк Михей предвидел, что все истуканы в Самарии будут «разбиты» (Михей 1:7).

Но чаще всего под битьем подразумевается причинение физических страданий какому-то человеку или группе людей. В данном смысле это понятие имеет несколько значений. Самое положительное среди них – наказание розгами, то есть дисциплинарное воздействие на детей (Притчи 23:13), кроме того, метафорические раны от таких «побоев» названы врачеванием против зла (Притчи 20:30).

Побои служат также образом законного и заслуженного наказания за недостойное поведение. Вполне оправданно бить вора, проникшего в дом (Исход 22:2), и Моисеев закон позволял судье наблюдать за избиением виновного кнутом (Вт. 25:2). Неемия бил людей, позволявших своим детям вступать в брак с язычниками (Неемия 13:25).

Есть и военные по своей сути образы избиения {«поражения»}. Аморреи «избивали» израильтян (Вт. 1:44), а слуги Давида поражали народ Израиля (2-я Царств 2:17). Иеремия видит пораженных и бегущих без оглядки воинов (Иеремия 46:5).

Еще одна категория избиения связана с темой мученичества – притеснения и угнетения Божьего народа безбожниками. Начало эта тема получила во время угнетения евреев в Египте (Исход 2:11; 5:14, 16). Иеремия был избит и брошен в темницу озлобленными князьями (Иеремия 37:15). Иисус предсказал, что в будущем Его учеников будут преследовать и бить (От Марка 13:9). Наивысшего выражения эта тема находит в страданиях Иисуса (От Марка 14:65; От Луки 22:63) и в рассказах о миссионерской работе Павла (Деяния 16:22,37; 18:17; 21:32; 1-е Коринфянам 4:11; 2-е Коринфянам 6:5; 11).

См. также: МОЛОТЬБА.