БЕССОННАЯ НОЧЬ (SLEEPLESS NIGHT) Словарь библейских образов

В литературе как таковой бессонная ночь служит образом нечистой совести или растревоженной души. В Библии тоже у людей, проводящих бессонную ночь, есть веские причины для беспокойства, и во многих случаях бессонная ночь в Библии связывается с языческими царями.

В Библии часто подчеркивается важность обыденных вещей, так, например, ключевым событием в Книге Есфирь служит бессонная ночь царя Артаксеркса, когда он попросил прочитать ему книгу записей и обнаружил, что не оказал почести Мардохею за спасение его жизни от руки заговорщиков (Есфирь 6:1-3). В ночь, которую Даниил провел в львином рве, царь Дарий – который «до захождения солнца усиленно старался избавить его» – постился, «и сон бежал от него» (Даниил 6:14,18). Когда цари получали вещие сны, им не спалось: когда Навуходоносору приснились сны о его царстве, «возмутился дух его и сон удалился от него» (Даниил 2:1), а у фараона сон прерывался двумя пророческими сновидениями (Бытие 41:1-8). Такие бессонные ночи причиняли людям беспокойство, но они примечательны тем, что предоставляли Богу возможность для достижения Его целей. Это относится и к ночи мучений Иисуса в Гефси- мании, резко контрастирующей с постыдным сном учеников. Юный Самуил тоже три раза просыпался от сновидений, посланных Богом, и пророческое послание, которое передал ему Бог, было столь важным, что «лежал Самуил до утра», обдумывая, что он скажет Илию (1-я Царств 3:15 RSV).

В других местах бессонница показана уделом людей, принадлежащих к «группам риска». Так, «пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Екклесиаст 5:11), а в описании страждущего в Псалтирь 101 говорится, что человек лежит без сна (Псалтирь 101:8). У находящейся в разлуке с женихом возлюбленной в Песни песней свой вариант бессонной ночи: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песни Песней 5:2). Бессонными ночами наполнена и жизнь миссионера (2-е Коринфянам 6:5; 11:27).

Негативные ассоциации характерны не для всех бессонных ночей. Любящий Божий закон в Псалтирь 118 говорит: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Псалтирь 118:148; ср. Псалтирь 62:7). Другой псалмопевец заявляет, что «ночью песнь Ему [Господу] у меня» (Псалтирь 41:9), а в Иова 35:10 Бог красочно изображается Тем, Кто «дает песни в ночи». Давид проявлял такое рвение в желании построить храм, что гиперболически заявил: «Не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу» (Псалтирь 131:4-5). А в одном из семи блаженств в Книге Откровение провозглашается: «блажен бодрствующий» при пришествии Христа (Откровение 16:15).

Контрастом бессонницы беспокойного человека всегда служил мирный сон честного работника с чистой совестью. Тогда как «пресыщение богатого не дает ему уснуть», «сон трудящегося» всегда «сладок» (Екклесиаст 5:11). В литании удовлетворенности, которую представляет собой Псалтирь 15, есть заявление, что «возрадовалось сердце мое... и плоть моя успокоится в уповании» (Псалтирь 15:9). В конечном счете мирный сон – это дар от Бога. Псалмопевец утверждает: «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» (Псалтирь 4:9). «Напрасно вы рано встаете, – пишет псалмопевец, – поздно просиживаете, ядите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон» (Псалтирь 126:2).

См. также: НОЧЬ, ПОКОЙ, ПРОБУЖДЕНИЕ, СОН.

БЕСЫ, ЗЛЫЕ ДУXI (DEMONS)

В добиблейской литературе и в литературе библейского периода слово, переводимое как «бесы» или «демоны», не всегда несло в себе негативный смысл. Примером использования его в нейтральном значении может служить характеристика, данная Павлу греческими философами: «проповедник чужих божеств» (греч. xenon daimonion, Деяния 17:18), что свидетельствует о более широком понимании бесов в древности (как «божественных существ», аналогичных «сынам Божиим» в Ветхом Завете) по сравнению с современным представлением о них.

Бесы как падшие ангелы. Происхождение бесов, как и сатаны и ангелов, затемняется мифологическим содержанием текстов, в которых рассказывается о вселенской битве до сотворения мира. Их названия тоже достаточно неопределенны: «начальства» (archai), «власти» (archon), «престолы» (exousiai), «господства» (kyriotetes) (К Колоссянам 1:16), «колена небесных, земных и преисподних» (К Филиппийцам 2:10) и многие другие. Эти духи, или падшие ангелы, объединившиеся с сатаной против Бога, стали приспешниками дьявола и исполняют его приказания подобно тому, как послушные ангелы исполняют волю Божью. Мироздание (упорядоченный Богом мир, подвергающийся нападкам со стороны сил хаоса) и его творения, в том числе люди, представляют собой поле битвы, спорную территорию в более масштабной борьбе между невидимыми силами света и тьмы.

В образах ангелов и бесов много общего. Ангелы приходят «легионами» (От Матфея 26:53), то же самое относится к бесам (От Марка 5:9). У ангелов есть «князья» (Даниил 12:1), есть они и у бесов (К Ефесянам 2:2).«Воинство небесное» может состоять из ангелов (От Луки 2:13) или из бесовских служителей (Деяния 7:42). С крыльями изображаются как ангелы или другие небесные существа (Исаия 6:2), так и бесы («Охватит их ветер [злой дух] своими крыльями», Осия 4:19). Крылья бесов подавляют, а крылья Вседержителя служат образом безопасности (Псалтирь 90:4) и исцеления (Малахия 4:2). Ангелы передают послания во сне (От Матфея 1:20; 2:12–13, 19, 22; 27:19), то же самое делают злые духи (Иов 4:16; 27:20). Бесы обманывают такой мимикрией. Дьявол принимает вид ангела света (2-е Коринфянам 11:14). Бесы выдвигают привлекательные и хитроумные учения (1-е Тимофею 4:1) и подкрепляют свой обман чудесами (Откровение 16:14; ср. От Иоанна 10:21).

Природа как воплощение бесов во вселенской битве. В неистовстве природы жители древней Палестины и соседних стран видели зримое подтверждение ведущейся вселенской битвы. Считалось, что ветра (евр. ruhot и греч. pneumata – «духи»), ежегодно приносившие разрушения, и сезонные эпидемии вызываются злыми духами (Томпсон, 1:33). Тот факт, что Сам Бог шествует в бурях, служил дополнительным доказательством их божественной природы (Иов 38:1; 40:1; Иезекииль 1:4; Захария 9:14). Казалось, что гром, которым сопровождалось неистовство природы, был гласом Бога или Его ангела (От Иоанна 12:28-29) и что звезды небесные принимают участие в Божьих сражениях на земле (Книга Судей 5:20). Представление о тождественности ангелов и звезд подкрепляется символикой Книги Откровение (Откровение 1:20). Метеоры, связывавшиеся с сезонными вспышками заболеваний, понимались от Греции до Месопотамии как болезнетворные бесы, спускающиеся на землю (особенно в жаркие летние дни, см. Гомер, «Илиада» 22. 30; Плиний, «Естественная история» 2. 107; ср. Откровение 8:10). Этот образ использовал и Иисус, заявивший, что видел «сатану, спадшего с неба, как молния» (От Луки 10:18).

Чтобы успокоить первобытные воды, непокорно бушующие и старающиеся выйти за пределы установленных для них Богом границ (Иов 38:8,11), потребовалось грозное повеление Господа (Псалтирь 103:7; еврейское слово gaʿar переведенное как «запрещение», и греческое epitimao относятся к экзорцистской терминологии). Этот мотив повторяется в евангелиях, когда Иисус «запретил» ветру и морю (От Матфея 8:26; От Марка 4:39; От Луки 8:24). Удивление учеников, которое можно выразить словами: «Что же это за человек, которому повинуются духи стихии?», – вполне согласуется с их представлениями. В Ветхом Завете морские бури изображаются мифологическими чудовищами, врагами Господа, которых Он должен уничтожить (Иов 9:13; 26:12–13; Псалтирь 88:11; Исаия 51:9).

Бесы как возбудители болезней. В библейские времена преобладало представление, что болезни вызываются грехом (От Иоанна 9:1-2; Деяния 28:4; Откровение 18:4). Исцеление могло потребовать предания плоти сатане для спасения (1-е Коринфянам 5:5) или, по крайней мере, наставления (1-е Тимофею 1:20) духа. Когда страдали праведные, их изводили сатана или его ангелы (От Луки 13:16; 2-е Коринфянам 12:7). Болезни же нечестивых посылались Божьими ангелами (1-я Паралипоменон 21:16; 2-я Паралипоменон 32:21; Деяния 12:23). Многие болезни исцелялись изгнанием бесов, причем в случае не только эпилепсии, но и горячки (От Луки 4:39), а также при болезнях позвоночника (От Луки 13:16), немоте (От Луки 11:14), глухоте (От Марка 9:25) и слепоте (От Матфея 12:22). Безотносительно к Библии есть множество других духов болезней: бесов столбняка, туберкулеза, головных болей, ночных кошмаров, детской смертности, выкидышей, гомосексуализма, язв домашнего скота, гибели урожая, прокисшего молока и так далее.

Бесы как животные. Заодно с дьяволом были не только бури и болезни, но и особенно зловещие представители животного царства. Их можно было распознать по повадкам. С князем тьмы были связаны существа, способные видеть ночью (и, следовательно, находящиеся в союзе с тьмой), шипящие (испускающие злых духов), ядовитые (соединенные с силами, противостоящими творению) или обитающие в пустынной местности (где собирались бесы). В этот список входили многие известные «нечистые» животные (см. ЖИВОТНЫЕ): змея (Псалтирь 90:13 {«аспида»}), сова, ворон (Софония 2:14 {«пеликан и еж»}), жаба (Откровение 16:13-14) , шакал (Исаия 34:13), гиена, лев (Псалтирь 90:13), скорпион (От Луки 10:19; Откровение 9:2-11), а также мифологические существа, такие как василиск, левиафан, крокодил, бегемот, Рефаимы, козлоподобные духи смерти (Исаия 14:9, 26:14; 1-я Паралипоменон 11:15; Левит 17:7) и многие внушающие ужас обитатели видений и мифов (см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ).

Эти животные, как и бесы, которых они представляли, жили на пустынных необитаемых землях вдалеке от городов. Бесы, возможно в форме животных, посещали безводные заброшенные места (Исаия 34:11-15; От Матфея 12:43; Откровение 18:2). Людей, которых они хотели мучить, злые духи завлекали в пустыни (От Луки 8:29). Для противоборства дьяволу Дух Божий направил Иисуса в пустыню, где Он «был со зверями» (От Марка 1:12-13). Читателям Марка, знавшим зверей в пустыне как союзников дьявола, не представляло труда понять зловещий смысл этих слов. Древние развалины тоже посещались их бывшими обитателями в виде ужасных животных (Иов 3:14; Иезекииль 26:20; Откровение 18:2). Проходившие мимо таких развалин обычно качали головой и свистели, чтобы отогнать духов (Софония 2:15; Иеремия 18:16; Плач Иеремии 2:15; Иов 27:23). Места, где обитали бесы, действительно были «Богом забытыми».

Бесы как языческие боги или идолы. Образуя народы, Бог «поставил пределы народов по числу сынов Израилевых» (Вт. 32:8, в греческом переводе «сынов Божиих», то есть божественных существ), таким образом подразумевается, что каждый народ получил своего духа. Ангелу, посланному для объяснения видения Даниила, противостал князь Персидского царства, задержавший его на три недели (Даниил 10:13), пока ему на помощь не пришел Михаил, князь Израиля (Даниил 12:1). Эти князья как будто бы и есть те «божественные существа», которые были предназначены каждому народу. Тогда как Израиль управлялся Божьими ангелами, языческие народы находились под властью падших ангелов, вдохновлявших и поддерживавших идолопоклонство и служивших им национальными богами. Следовательно, богами языческих народов и их идолами были бесы (Откровение 9:20).

Отношение к языческим богам как к бесам влечет за собой отношение к идолам как к бесам. По представлениям древних, идолы, образы или даже простые столбы и камни служили прибежищем духов (Иеремия 2:27; ср. Бытие 28:18; Гомер, «Илиада» 22. 126). Люди верили, что бес может одушевлять идола (вселяться в него), поэтому слова идол и бес были иногда равнозначными или взаимозаменяемыми (Вт. 32:16 {«богами чуждыми»}; Захария 13:2). «Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Псалтирь 95:5). «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам [евр. sеdim, означающее “бесы”, заимствовано из аккадского языка]; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским» (Псалтирь 105:37-38). «Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали» (Вт. 32:17). (В LXX еврейское слово elohim, «бог[и]», дважды переведено как patachra – персидское слово, означающее «идол», Исаия 8:21; 37:38.) Павел заявляет, что идоложертвенное мясо по существу приносится бесам, стоящим за идолами (1-е Коринфянам 10:19-20). Идолослужение возбуждается духом блуда (Осия 4:12,18; 5:4).

Бесы как причина политических, эмоциональных и психологических проблем. Злые духи рассматривались как возбудители проблем не только физического, но и эмоционального свойства. Бесы вмешивались в международную политику Персии, Израиля и Греции (Даниил 10:13,20; 12:1). Местные политические интриги, такие как вражда между Авимелехом и жителями Сихема, тоже указывали на работу злого духа, посланного Богом (Книга Судей 9:23). За параноидальным поведением царя Саула маячила тень «злого духа от Господа» (1-я Царств 16:14-23; 18:10; 19:9). Неправильное Прорицание царских пророков объяснялось работой «духа лживого» от воинства небесного, стоявшего пред Господом (3-я Царств 22:22). В Евангелии от Матфея зависть отождествляется с «дурным глазом», общепринятым среди средиземноморских народов определением бесов (От Матфея 20:15; ср. От Матфея 6:23). Используемая в отношении этих зол терминология показывает, что за ними древние видели бесов, персонифицированных носителей зла в падшем мире.

См. также: АНГЕЛЫ, БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, ЗЛО, КОСМОЛОГИЯ, МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ, МОPЕ, САТАНА, ЯЗВА.

Библиография: R. С. Thompson, The Devils and Evil Spirits of Babylonia (2 vols.; London: Luzac and Company, 1904).