БЕСПЛОДИЕ (BARRENNESS) Словарь библейских образов

В библейском образе бесплодия заложена идея о безжизненности вкупе с отсутствием Божьего искупительного благословения. В начале пышное плодородие Едемского сада и великолепие мужской и женской сексуальности предвещали плодовитость во славу всей сотворенной Богом жизни.

В результате греха Адама и Евы Бог проклял благодатную плодовитость Своего творения. Земля в саду стала производить терние и волчцы, и для получения пищи теперь требовался тяжелый труд. Процесс продолжения рода человеческого тоже подвергся проклятию, и деторождение превратилось в болезненное и даже опасное для жизни событие. В Библии плодоносная земля и плодовитая женщина являют собой образы благословения жизни в том виде, в каком ее изначально задумал Бог. В противоположность этому, заброшенная земля и бесплодная женщина – библейские образы последствий греха.

Образ бесплодной женщины представляет собой один из самых выразительных библейских образов запустения и отвержения. Мы видим это уже в Бытии на примерах Сары (Бытие 11:30), Ревекки (Бытие 25:21) и Рахили (Бытие 29:31). Классический случай – бесплодие Анны (1-я Царств 1). В Новом Завете примером служит Елисавета. В литературе мудрости одним из четырех проявлений ненасытимости показывается «утроба бесплодная» (Притчи 30:16).

С другой стороны, мало какие другие события приносят столько радости, как беременность бесплодной жены. По словам псалмопевца, одно из высших благословений Бога проявляется в том случае, когда Он «неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Псалтирь 112:9). В своем пророчестве об искуплении Исаия призывает бесплодную женщину «возвеселиться» при мысли о предстоящем рождении детей (Исаия 54:1). Анна и Елисавета – примеры бесплодных женщин, познавших, в конце концов, радость от рождения ребенка.

В завете с древним Израилем благословение за соблюдение завета Бог выразил в образах плодородия, а проклятие за его неисполнение – в образах бесплодия:

Если ты... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего... Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего... Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих (Вт. 28:1–4, 15–18).

Позднее пророки использовали символику бесплодия для обличения Божьего народа в грехе неповиновения завету. Пророческие образы неплодоносной и запущенной земли предвещали Божий суд через засуху, нашествия насекомых и войны (Исаия 5:1-10; Иоиль 1:1-12; Аввакум 3:17). Неверность Божьего народа нашла выражение в образе Сиона как бесплодной женщины, которая торгует своим телом как блудница и тем самым подавляет саму возможность плодоношения (Иеремия 3:1-3; Иезекииль 23; Осия 9:11-12).

В своем пророчестве о восстановлении Богом благословения жизни Исаия описал преображение неплодоносной земли и бесплодной женщины. В день восстановления сухая земля расцветет как нарцисс (Исаия 35:1-7), а бесплодная женщина возвеселится. получив неожиданно способность к деторождению (Исаия 54:1).

В Иисусе Христе выражается завершение Божьего плана избавления людей от воздействия греха, лишающего их плодоносной жизни. В рассказе о Его родословии мы видим бесплодных женщин, в конце концов родивших ребенка, начиная с Сарры, совершенно случайную женщину Раав, греховную связь Давида с Вирсавией и, наконец, Его рождение невинной Девой Марией (От Матфея 1:1-16). В ходе истории искупления Бог преобразовывал бесплодие в плод вечной жизни.

В Книге Откровение земная история завершается показом образа сада, постоянно плодоносящего в новом Иерусалиме (Откровение 22:1-6), и чистой невесты, выходящей навстречу своему жениху (Откровение 21:1-5). Писание заканчивается на той же ноте, на которой оно началось, – демонстрацией пышной растительности и здоровых половых отношений между мужчиной и женщиной, несущих в себе Божье благословение вечной жизни благодаря Иисусу Христу, в Котором не может быть греха.

См. также: ЖЕНЩИНА, ИЗБЫТОК, ПЛОД, ПРОКЛЯТИЕ, РЕБЕНОК, РОЖДЕНИЕ, ЧРЕВО.