БЕЛЫЙ ЦВЕТ (WHITE) Словарь библейских образов

Понятие белого встречается в Библии более пятидесяти раз, как указание на цвет и как описание сияния света. Сцены трансцендентной славы и искупления связаны с белым цветом, но белый – это и цвет проказы. Ссылки следует разделить на упоминания земного цвета и небесного цвета.

Иногда белый – это цвет земных, материальных предметов. Примеры такого нейтрального использования касаются коз (Бытие 30:35), зубов и молока (Бытие 49:12), снега (Даниил 7:9), прутьев, которые использовал Иаков в своем забавном способе селекции (Бытие 30:37), манны (Исход 16:31), шерсти (Иезекииль 27:18), ветвей деревьев, с которых ободрана кора (Иоиль 1:7), зерна, готового для жатвы (От Иоанна 4:35), и волос (От Матфея 5:36).

Две категории белого как земного цвета выходят за рамки чисто буквального использования. В Книге Левит этот цвет упоминается больше дюжины раз, с резко отрицательным значением; здесь это цвет проказы, сопровождающийся отвратительными и ужасающими образами нездоровой плоти, нарывов и опухолей. С другой стороны, иногда белый связывается с праздниками и привилегиями, в том числе царскими. В песни Деворы люди, сидящие на богатых коврах, едут на белых ослах (Книга Судей 5:10). Когда Артаксеркс демонстрирует свое царское великолепие, среди украшений его семидневного пира присутствуют белые льняные завесы (Есфирь 1:6), а когда Мардохею воздают почести, он одет в бело-голубую царскую одежду (Есфирь 8:15). Автор Екклесиаста пишет, намекая на праздничную обстановку: «Да будут во всякое время одежды твои светлы» (Екклесиаст 9:8).

Когда мы переходим к библейским упоминаниям о небесной или трансцендентной реальности, белый цвет становится еще ослепительнее. Белый указывает на сверхъестественное, неземное сияние Ветхого днями на престоле: его «одеяние... бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь» (Даниил 7:9). При преображении лицо Иисуса «сияет, как солнце» (От Матфея 17:2), а одежды Его становятся «блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белилыцик не может выбелить» (От Марка 9:3; см. также От Луки 9:29). Сходные образы трансцендентного сияния связаны с ангелами, которые явились при воскресении (От Матфея 28:3; От Марка 16:5; От Иоанна 20:12) и вознесении (Деяния 1:10).

Поэтому неудивительно, что чаще всего белый цвет упоминают авторы, у которых были апокалиптические видения (пятнадцать упоминаний в одной Книге Откровение). В этих видениях присутствуют белые кони (Захария 1:8; 6:3, 6; Откровение 6:2; 19:11, 14). Прославленные святые и ангелы на небесах одеты в белое (Откровение 3:4-5,18; 4;4; 6:11; 7:9, 13–14; 19:14). Наше воображение волнуют знаменитые образы белых камней с именами, которые верующие получат на небесах (Откровение 2:17); белого облака, окружающего «подобного Сыну Человеческому», Который приходит собирать на земле урожай (Откровение 14:14 {«светлое»}); и «великого белого престола» Божьего суда (Откровение 20:11).

К нашему удивлению, в библейской символике белый не противопоставляется черному (несмотря на великую библейскую антитезу света и тьмы). Единственный раз он противопоставлен красному – в знаменитом стихе у Исаии, где Бог превращает красноту греха в белизну снега и шерсти (Исаия 1:18).

См. также: ЗЕЛЕНЬ, ЗУБЫ, МОЛОКО, ОБЛАКО, ОЧИЩЕНИЕ, СВЕТ, СНЕГ, ЦВЕТА, ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ, ЧИСТОТА, ШЕРСТЬ.