БЕЗУМИЕ, СУМАСШЕСТВИЕ, БЕЗРАССУДСТВО (MADNESS) Словарь библейских образов

В библейские времена сумасшествия в понимании современных психологов просто- напросто не существовало. Тем не менее мы видим примеры иррационального и ненормального поведения. Страдающих такими недугами обычно боялись и сторонились, так как считалось, что они каким-то образом связаны с божеством или бесовскими силами (ср. 1-я Царств 21:12-15). Действительно, к безумию относились как к последствию наказания свыше (Вт. 28:28; Захария 12:4). Бог послал злого духа, изводившего Саула (1-я Царств 16:14-16; 3-я Царств 22:19-23), в результате чего он впал в депрессивное состояние с желанием совершить убийство (1-я Царств 18:10-11); иногда это состояние успокаивалось музыкой (1-я Царств 16:23), но не всегда (1-я Царств 18:10). Саул демонстрировал и другие проявления психоза, в том числе истерического (напр., 1-я Царств 19:24) и параноидального (1-я Царств 20:30-34) поведения. В Библии его безумие ясно связывается с непослушанием Богу. В Даниил 4 симптомы депрессивного или психического расстройства продемонстрировал Навуходоносор, когда его тщеславие стало чрезмерным (Даниил 4:29-30). Его состояние выражалось в пренебрежении своим внешним видом, галлюцинациях и звероподобном поведении. Но библейских авторов интересует не психология, а богословие. Как Саул, так и Навуходоносор восстали против Бога. Их безрассудство отражалось в поведении. Действительно, глупость приводит к определенного рода безумию – отказу жить в соответствии с раскрытой Богом мудростью и в послушании Ему, и это служит основанием метафорического понимания безумия, о котором речь пойдет ниже.

В Новом Завете Иисус часто изгоняет бесов из людей, явно страдающих психическим расстройством. Необузданность гадаринского бесноватого (От Марка 5:1-20) умерилась до такой степени, что он стал «в здравом уме» (От Марка 5:15). В ряде случаев бесноватыми показаны немые и слепые (От Матфея 9:32; 12:22), которые сначала могут вести себя истерически.

В каждом из приведенных выше примеров создается впечатление хаоса и беспорядка. Это связано с нежеланием человека предоставить Богу надлежащее место почета и власти или с прямым сопротивлением бесовских сил. Поэтому в литературе мудрости используется метафорический образ безумия как следствия неблагоразумной жизни. Екклесиаст, например, интеллектуальное хвастовство характеризует как безумие (Екклесиаст 1:17; 2:12; 7:25; 9:3; 10:13). Саул также выступает прототипом безрассудного поведения, потому что он закрыл свою душу для Бога. Безрассудство Навала выразилось в неоправданно агрессивном поведении (1-я Царств 25:25). Это безумие или безрассудство проистекает из ошибочной оценки бытия Бога и Его целей (Псалтирь 13:1; Исаия 32:5-6; 1-е Коринфянам 1:25,27). Порой это просто глупость (напр., Притчи 10:14; 14:15; 18:13). Но нередко безумие объясняется неспособностью правильно воспринимать суть вопросов (напр., От Луки 11:40), или склонностью делать неверный нравственный выбор (напр., Притчи 9:13-18; От Луки 12:20), или невежеством (Притчи 1:22; 14:6). Таково безумие (От Луки 6:11; ср. 2-е Петра 2:16).

См. также: БЕСЫ, ГЛУПОСТЬ.