БЕДНОСТЬ, НИЩЕТА (POVERTY) Словарь библейских образов

Для выражения понятий «бедный» и «бедность» в Библии используются разные слова. Эти термины служат темой этимологических исследований на предмет определения социально-экономического и политического происхождения и стоят в центре внимания произведений, посвященных этическим вопросам, и богословия освобождения. Яркая картина тяжелого и несчастного положения бедных показана в обоих Заветах. В Писании показывается, что страдания от нужды и бесправия испытывают многие группы: крестьяне, наемные работники, вдовы, сироты и пришельцы.

Хотя описание обстоятельств и причин, приводящих к бедности, нередко бывает достаточно неопределенным, во многих местах используются глаголы, наглядно демонстрирующие, что бедные часто становятся жертвами алчности, стремления к власти и махинаций в правовой системе. Пророки, в частности, обличают лидеров и общество, которые «теснят», «лишают», «поглощают», «притесняют», «губят» и «угнетают» бедных (напр., Исаия 3:14-15; 32:6–7; Амос 4:1; 8:4). О беспомощном положении бедных свидетельствуют ветхозаветные законы, направленные на оказание эксплуатируемым помощи в суде и на возвращение собственности тем, кто был вынужден продать землю и членов семьи в рабство из-за непомерных долгов (Исход 23:6-13; Левит 25; Вт. 15; ср. 4-я Царств 8:1-6; Неемия 5). Бедный человек мог потерять близких, друзей и семью (Притчи 14:20; 19:4, 7).

В некоторых библейских текстах представлены более развернутые картины условий нищеты. В каждой из них подчеркивается, что бедные становятся жертвой жестокости власть предержащих. У них часто не бывает никого, к кому они могли бы обратиться за помощью, кроме Бога. В первых главах Исхода показано, что израильтяне стонут под египетской пятой: под властью фараона их рабская жизнь была отмечена принудительным трудом и детоубийством. Чтобы осудить Давида, Нафан рассказал притчу о бедном человеке, чью любимую овечку забрал богатый сосед (2-я Царств 12:1-10). В Иова 24 описано отчаянное положение бедных, которым не хватает одежды, пищи, которые влачат жалкое существование и вынуждены соглашаться на самую черную работу. В нарисованной Иисусом картине страданий нищего Лазаря тоже подчеркивается бессердечие богатых и сильных (От Луки 16:19-31). На всем протяжении Библии Бог изображается Тем, Кто отвечает на вопли бедных, особенно нуждающихся среди Его народа.

Иисус неоднократно демонстрировал Свою заботу об обездоленных. В проповеди в Назарете Он заявил, что пришел благовествовать нищим (От Луки 4:16-21; ср. От Луки 7:18-23; От Матфея 25:31-46). Хотя этот отрывок относится также к духовным реальностям и нуждам, нельзя отрицать, что насыщение голодных и исцеление больных были важными элементами служения Иисуса.

Яркие образы бедности пронизывают также рассказы о ранней церкви. На евангельское послание часто отвечали именно бедные (1-е Коринфянам 1:26-29). Верующие делились пищей и имуществом и организовывали помощь вдовам (Деяния 2; 4; 6; 1-е Тимофею 5), они призывались признать общую духовную связь между рабами и свободными (напр., К Галатам 3:28; К Ефесянам 6:5-9), и им напоминалось об обязанности помогать даже далеким бедным церквам (К Римлянам 15:25-27; 1-е Коринфянам 16:1-4; 2-е Коринфянам 8). Иаков, в частности, писал о критическом положении бедных, не имеющих пищи, одежды или достойного заработка (Иакова 2:1-19; 5:1–6).

Хотя бедность – всегда нежелательное положение, она может приводить к более глубокому упованию на Бога. В Ветхом Завете примером веры выступает Руфь; ее тяжелая работа на полях и добродетельный характер были вознаграждены обеспечением пропитания и защиты, а затем браком и ребенком. Иисус представил жертвенное великодушие бедной вдовы как образец для учеников (От Марка 12:31-44). Позднее пожертвование бедных македонских церквей Павел привел коринфянам как пример, достойный подражания (2-е Коринфянам 8:1-15). Иисус призывал учеников к добровольной бедности в своем служении (От Марка 2:23-25; 6:8–9; 10:28–31, 2-е Коринфянам 4:8-10; 11:27–29; К Филиппийцам 4:12-13), подобно тому как и Он Сам отказывался от материальных удобств при выполнении Своей миссии (От Матфея 8:20 и пар.).

Вызванная материальной нуждой зависимость от Бога позволяет установить взаимосвязь между бедностью и благочестием, то есть смиренным упованием праведного. В псалмах особо упоминается о тех, кого ложно обвиняют и притесняют нечестивые, но кто в конечном счете полагается на Божью милость и верность (напр., Псалтирь 33:36; 108). Но это упование на Бога все еще выражается в условиях вполне реальных гонений и преследований (ср. От Матфея 5:3-12).

Наконец, следует отметить, что в Библии есть также образы тех, кто бедствует из-за лености или непослушания. Забавный образ лентяя (Притчи 6:6-11; 10:4; 24:30–34) и картины беспрестанных пиршеств (Притчи 21:17; 23:19–21) служат предупреждением избегать последствий лени и утраты самоконтроля. Кроме того, заветные проклятия указывают на бедность как на Божье наказание за грех (Вт. 28:48). Исполнение этих проклятий изображается в исторических и пророческих книгах в виде положения крайней нужды (напр., Иоиль 1; Амос 4:6-10; Аггей 1:5-11).

См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛУЖДАНИЕ, ВДОВА, ГОЛОД КАК ЧУВСТВО, ГОСТЕПРИИМСТВО, ПЛАТА, ПОДБИРАНИЕ ОСТАТКОВ УРОЖАЯ, ПРИШЕЛЕЦ, СИРОТА.

БЕДРО. См. НОГА (I), ЧРЕСЛА.

БЕДСТВИЯ. См. Язва.

БЕЖЕНСТВО. См. Побег.

БЕЗДЕЛЬНИК. См. Ленивец.

БЕЗДНА. См. Глубина.