БЕГ, ТЕЧЕНИЕ (RUNNING) Словарь библейских образов

Если обратиться только к примерам стремительного передвижения животных и людей (оставляя в стороне, например, упоминания о быстро текущей воде), мы увидим целый ряд библейских образов – бег спортсменов и гонцов; воинов, обращенных в бегство; людей, охваченных необычайной радостью или энергией; злодеев, спешащих совершить зло. Но во всех случаях в беге выражается образ скорости или спешки и напряженного усилия в момент совершения важного действия.

В случае с животными бег подразумевает быстрое передвижение. Есть пророческие предупреждения о конях «быстрее орлов» (Иеремия 4:13) и «быстрее барсов» (Аввакум 1:8), есть также описание страуса, который «посмевается коню и всаднику его» (Иов 39:18). Скорость животных используется как источник сравнения с быстро передвигающимися людьми: оплакивая Саула и Ионафана, Давид сказал, что они были «быстрее орлов» (2-я Царств 1:23), а хроникер позднее написал об Асаиле, что он «был легок на ноги, как серна в поле» (2-я Царств 2:18; см. ЖИВОТНЫЕ). В общем, нечто бегущее или быстро текущее служит признанным эталоном скорости, поэтому Иов сказал, что «дни мои быстрее гонца» (Иов 9:25). «Быстро течет» (Псалтирь 147:4) и слово Божье.

Во второй группе образов бег связывается со спортивным состязанием. В Псалтирь 18:6 спортивный образ служит выражением ликования – солнце в своем передвижении по небу «радуется, как исполин, пробежать поприще». Этот полный ликования образ, нарисованный псалмопевцем, учитель заменяет более пессимистичным образом из области спортивных состязаний, когда говорит, что «не проворным достается успешный бег» (Екклесиаст 9:11). В Новом Завете мы видим влияние греческих игр, выражающееся в готовности авторов сравнивать христианскую жизнь с соревнованием. Такую метафору Павел использует в 1-е Коринфянам 9:24: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить». Павел противопоставляет «венец тленный» спортсмена-победителя «нетленному» венцу христианина и добавляет: «И потому я бегу не так, как на неверное» (1-е Коринфянам 9:25-26). В том же духе Послание к евреям призывает нас «с терпением... проходить предлежащее нам поприще» (К Евреям 12:1).

Гонец перед царской колесницей служил в Древнем мире атрибутом царского достоинства. Поэтому, пытаясь отговорить израильтян от установления монархии, Самуил предупреждал, к чему приведет склонность царя к роскоши: «Сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его» (1-я Царств 8:11). Один из первых царских жестов Авессалома выразился в том, что он «завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов» (2-я Царств 15:1; ср. 3-я Царств 1:5). Кроме того, бегуны были посыльными на службе царя, как это видно из нарисованной Иеремией картины сменяющих друг друга гонцов, спешащих возвестить падение Вавилона (Иеремия 51:31; ср. 2-я Царств 18:19-27).

Еще один мотив – бегство от опасности. Агарь убежала от Сарры (Бытие 16:8), а Моисей сопровождал продвижение ковчега завета, символизировавшего шествие Бога Царя и Небесного Воителя, словами: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» (Числа 10:35). Как подразумевается в этом стихе, отступление в библейских битвах часто было беспорядочным: воины бежали так быстро, как только могли, чтобы спастись от своих преследователей, которые могли настигнуть их (см. 1-я Царств 14:22; 4-я Царств 25:4-5; 1-я Паралипоменон 10:1-2). Иисус изображает жителей Иудеи бегущими «в горы» в начале великой скорби (От Матфея 24:15-18; От Марка 13:14-16 и От Луки 21:20-21).

В образе бега может выражаться не только желание избежать какой-то опасности, но и готовность совершить что-либо позитивное, доставляющее радость. Авраам побежал от своего шатра, чтобы приветствовать трех небесных посетителей (Бытие 18:1-2). Чудесный прилив энергии позволил Илии бежать перед колесницей Ахава от горы Кармил до ворот Изрееля, когда собрались грозовые тучи (3-я Царств 18:45-46). «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Притчи 18:10). В грядущем тысячелетнем царстве иноземные народы «поспешат» к Израилю, чтобы поклоняться Богу (Исаия 55:5). Самый яркий пример – отец в притче о блудном сыне, презревший родительское достоинство и побежавший навстречу возвращающемуся сыну (От Луки 15:20). Образ бега в этих местах связывается с чем-то выходящим за рамки обыденного, требующим необычайной поспешности. В чуть более развернутом смысле образ бега сочетается с чудом в некоторых памятных библейских сценах. Воскресение Иисуса сопровождалось неистовым узнавших об этом событии и радостным бегом (От Матфея 28:7-8; От Марка 16:8; От Луки 24:12; От Иоанна 20:2-4).

Бегу, связанному со страстным желанием совершить добро, противоположны по смыслу места, где в образе бега подразумевается настойчивое стремление сделать что-то дурное. Слуга Елисея Гиезий побежал за Нееманом взять дар, от которого отказался его господин (4-я Царств 5:20-21), и был наказан за свою алчность и ложь. Враги псалмопевца «сбегаются и вооружаются», чтобы совершить зло без всякой его вины (Псалтирь 58:5). В Притчах описаны люди, чьи «ноги бегут ко злу и спешат на пролитие крови» (Притчи 1:16) и «быстро бегут к злодейству» (Притчи 6:18; ср. Исаия 59:7).

В последнем мотиве выражается метафорический образ течения благочестивой жизни. Повинующийся Божьему закону псалмопевец заявляет: «Потеку путем заповедей Твоих» (Псалтирь 118:32). Уповающие на Бога «обновятся в силе... потекут, и не устанут» (Исаия 40:31). О начавших христианскую жизнь Павел пишет, что они «шли хорошо» (К Галатам 5:7), а сам он прилагает усилия, чтобы «не тщетно подвизаться» (К Филиппийцам 2:16).

См. также: ПОБЕГ, ПОПРИЩЕ, ПРЕСЛЕДОВАНИЕ И БЕГСТВО, CПOPT, ХОДЬБА.