БДИТЕЛЬНОСТЬ, СТРАЖА (WATCH, WATCHMAN) Словарь библейских образов

«Бог видящий меня» (Бытие 16:13) следит за Своим народом. Это не праздное наблюдение, но активное присутствие (Бытие 28:15), забота о пище и одежде (Бытие 28:20), избавление от рабства (Исход 3:16), обеспечение безопасного путешествия по пустыне (Вт. 2:7) и защита от врагов (Ездра 5:5). Бог питает Свой народ, как садовник удобряет лозу (Исаия 27:3) или как пастух заботится о стаде (Иеремия 31:10; см. ОВЦА). Его всевидящее око позволяет Ему спасать людей в любых трудных ситуациях (Псалтирь 33:13-20). Бог не нуждается в отдыхе, потому что «не дремлет и не спит хранящий Израиля» (Псалтирь 120:3-4).

Хотя «знает Господь путь праведных», «путь нечестивых погибнет» (Псалтирь 1:6). Его забота о благочестивых соответствует наблюдению за грешниками. Господь следит за грешниками «к погибели, а не к добру» (Иеремия 44:27). Иов испытывает страх перед Богом, так как знает, что Он – «страж человеков» (Иов 7:20) и может следить за путями неправедных, к их отчаянию: «Подстерегаешь все стези мои, – гонишься по следам ног моих» (Иов 13:27).

Так как «на всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых» (Притчи 15:3), народу Божьему велено «беречься, и тщательно хранить душу свою» (Вт. 4:9; см. От Луки 17:3; К Галатам 6:1). Эта метафора иногда используется в контексте святого паломничества, в котором паломник должен «наблюдать за путями своими» (Псалтирь 38:2). Защита Бога, следящего за Своим народом (Псалтирь 120:7-8), не отрицает необходимости того, чтобы люди сами следили за собой, не впадали в грех (От Луки 12:15) и остерегались лжеучений (От Матфея 7:15; ср. К Филиппийцам 3:2). Иисус упрекает учеников за то, что они не бодрствовали с Ним в саду, тем самым поддаваясь искушению (От Матфея 26:41,6975).

Грешники тоже бодрствуют, но при этом они выискивают возможность совершить зло. «Око прелюбодея ждет сумерков» (Иов 24:15). Убийца сидит в засаде, «в потаенных местах убивает невинного» (Псалтирь 9:29). Неудивительно, что Иуда «искал, как бы в удобное время предать Его [Иисуса]» (От Марка 14:11).

Верующие должны внимательно следить за собой и за внешним миром, беречься от греха и ожидать Господа. Им следует стремиться к дверям божественной мудрости, как ученик стремится к дверям учителя (Притчи 8:34). Автор псалма использует повторение, чтобы указать на утомительную обязанность стража и нетерпеливое ожидание рассвета, когда описывает свои отношения с Господом: «Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра, более, нежели стражи – утра» (Псалтирь 129:6).

Пророк называет себя «стражем дому Израилеву» (Иезекииль 3:17; ср. Деяния 20:28). Его призвание предполагает отслеживание опасностей греха (Осия 9:8) и признаков божественного избавления (Михей 7:7). Как и Сам Бог, без отдыха следящий за Израилем (Исаия 62:6), пророки находятся в постоянной молитве за Божий народ. Исаия изображает портрет верного стража, который выполняет свои обязанности, несмотря на их монотонность: «Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Исаия 21:11-12). Когда избавление придет, пророки-стражи первыми «возвысят голос» и будут «ликовать» (Исаия 52:8), провозглашая спасение Божьему народу. Если пророки немы (Иезекииль 33:6), слепы, спят на своем посту (Исаия 56:10) или их просто никто не слушает (Иеремия 6:17), то на народ Господа может напасть вражеское войско или духовный враг. Смутный силуэт покинутой сторожевой башни (Исаия 32:14) – символ духовной заброшенности и незащищенности от нападения врагов. Но даже верные стражи не могут гарантировать полной безопасности, так как «если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Псалтирь 126:1; ср. Плач Иеремии 4:16-17).

Задача стражника приобретает в Новом Завете эсхатологический оттенок значения. Как владелец дома, который остерегается вторжения воров, как слуга, который следит за своим хозяином, или как девы, ждущие жениха, последователи Христа должны постоянно быть готовы к непредсказуемому возвращению Сына Человеческого (От Матфея 24:42-25). Так, необходимость жить во Христе в этом веке, передается одной-единственной фразой Иисуса, обращенной к ученикам: «Бодрствуйте!» (От Марка 13:32-37; ср. От Марка 14:32-42).

См. также: БАШНЯ, ГРАБЕЖ, КРЕПОСТЬ, ВОР.