АРОМАТ, БЛАГОВОНИЕ (PERFUME) Словарь библейских образов

Со страниц Писания изливается благоухание не модных духов и туалетной воды, а мирта, ладана и ониха, возбуждая обоняние читателей соблазнительными запахами. В число ароматов, упомянутых в Библии, входят стакт, мята, халван, тмин, нард, шафран, алоэ, киперы, аир и корица. Комбинации этих ароматических веществ с другими ингредиентами составляли то, что библейские авторы называют благовониями, мастями, фимиамом, бальзамом, бальзамирующими материалами и елеем помазания.

Библейские авторы от Бытия до Откровения упоминают о благовониях по многим причинам, используя ароматические образы в поэтических, исторических, повествовательных и пророческих местах. Запахи, будь то однородные или смешанные, появляются в разных контекстах: обмен («отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов» [Бытие 43:11]); торговля («вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет» [Бытие 37:25]); романтические отношения (речь Соломона о предмете своей любви сопровождается изобилием запахов: «Нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами» [Песни Песней 4:14]); религиозные обряды (о жертвеннике курения и елее помазания: «На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро» [Исход 30:7], а также: «Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят» [Исход 30:23]); поэтические сравнения («Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим» [Притчи 27:9]); поклонение («и падши поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» [От Матфея 2:11]) и погребение («возвратившись же [к гробу Иисуса] приготовили благовония и масти» [От Луки 23:56]).

От первой книги до последней, от рождения Иисуса до Его смерти благовония повышают выразительность библейских рассказов и связываются с богатством. Помимо использования в качестве благовоний, некоторые из этих веществ применялись как косметические (Руфь 3:3) и лечебные (Иеремия 8:22) средства.

См. также: ЕЛЕЙ, ЗАПАХ, МАЗЬ, ПОМАЗАНИЕ, ФИМИАМ.

Б