АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО. (APOCALYPTIC VISIONS OF THE FUTURE) Словарь библейских образов

В апокалиптических видениях конца истории и жизни в вечности символический язык играет гораздо большую роль в сравнении с любой другой частью Библии. Многие образы просто фантастичны и выходят за рамки всего известного в эмпирической реальности.

Предварительное представление об объекте исследования можно получить, разделив библейские образы будущего на три основные категории. Во-первых, есть категория нейтральных образов, в которых события будущего сами по себе показываются ни в хорошем, ни в дурном свете, а их воздействие на человека зависит от состояния души. К этой группе относятся день Господень, день страшного суда, явление Христа и воскресение мертвых. Во-вторых, есть категория сугубо отрицательных образов, в том числе вселенской катастрофы, морального разложения (с духом Антихриста и «беззаконника»), великой скорби и знамений перед возвращением Христа. Третья категория – образы блаженства: тысячелетнее царство, новое небо и новая земля, новый Иерусалим и брачная вечеря Агнца. Кроме того, мы повсюду встречаем библейские образы будущего, в которых пессимизм сочетается с надеждой.

Общие характеристики. Символика этих видений носит диалектический характер, в котором мироздание и род человеческий разделяются на категории добра и зла, света и тьмы, искупления и суда, награды и наказания. В библейских апокалиптических видениях в мире ведется борьба между Богом и силами зла. Нейтральной позиции быть не может. Хотя добро в конечном счете победит, в восприятии большинства людей при чтении апокалиптических произведений преобладают образы, внушающие страх.

Апокалиптические образы духовны или фантастичны. Их цель – показать мир, выходящий за рамки обычной реальности. В этих видениях перед нами предстают такие фантастические образы, как «животные», у которых «по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей» (Откровение 4:8), две летающие женщины с крыльями как у аиста (Захария 5:9) или зверь, который был «как лев, но у него крылья орлиные», а когда крылья были вырваны, он «стал на ноги, как человек» (Даниил 7:4; см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ). Необычность образов – одна из основных отличительных черт апокалиптических видений, часто производящих сюрреалистическое впечатление. Эта необычность выражается и в образах действующих лиц – животных, а также Ангелов и бесов.

Апокалиптическая символика охватывает все мироздание. Силы природной стихии – солнце, луна, звезды, море, горы – являются частью общей космической системы. Эти природные силы часто становятся участниками исторических событий – падают с неба, отказываются давать свет, передвигаются со своих обычных мест, неожиданно защищают людей или нападают на них.

Символическую роль в апокалиптических видениях играют также цвета и числа. Белый цвет символизирует чистоту, красный – зло или войну, черный – смерть. Числа три, семь, десять и Двенадцать (и кратные им) означают совершенство, полноту, исполнение, победу. Шесть – зловещее число, оно приближается к семи, но не доходит до него.

Видное место в апокалиптических видениях занимают образы страдания и страха. Мы видим мир, наполненный ужасами, – землетрясениями и голодом, гонениями и войнами, скрывающимися в горах людьми, грозной саранчой, которая, подобно скорпионам, жалит людей хвостом, и другими бедствиями. Эти видения порождают чувство безнадежности, поскольку все эти ужасы посылаются на человечество силами, обладающими большой властью, обычно сверхъестественной по своей природе.

Несмотря на внешнюю конкретность и яркость, апокалиптические образы, в основном, лишены зрительной и изобразительной наглядности. В этой литературе как будто бы рисуются конкретные картины, однако представленные образы почти невозможно свести в единую зрительную композицию. Примером может послужить видение Иезекиилем божественной колесницы и ее сопровождения (Иезекииль 1). Поэтому, при отсутствии зрительной наглядности, на первый план, соответственно, выходят образы, рассчитанные на слуховое восприятие.

Апокалиптические образы по сути своей символичны. Различные образы могут использоваться для выражения идеи о каком-то понятии или лице. В Книге Откровение дракон – это сатана, а Агнец – Христос. В показанном Исаией образе реки, наводняющей страну (Исаия 8:5-8), на самом деле выражается пророчество об ассирийском вторжении. Истукан, состоящий из разных материалов, в видении Даниила – символ процветающих империй (Даниил 2:31-45). Такой метод можно назвать изображением «символической реальности», то есть описанием символическими средствами событий, которые реально происходят в истории или произойдут при ее завершении. Эти образы во многом сходны с хорошо известными нам политическими карикатурами, где с помощью символических фигур или предметов изображаются реальные люди и события, происходящие на политической сцене.

Элемент нереальности в апокалиптических образах нередко ведет к ошибочному представлению об эзотерическом характере таких сочинений. Но слово apocalypse означает «раскрытие». В определенном смысле апокалиптическая литература служит выражением народного творчества. В ее образах отражаются наши видения во сне или наяву: кровь, агнец, дракон, чудовище, вода, море, солнце, жатва, невеста, престол, драгоценности. Вторая половина Книги Откровение представляет собой духовный вариант распространенных мотивов народных сказок: находящаяся в беде женщина чудесным образом спасается, герой на белом коне убивает дракона, порочная блудница разоблачается, герой-победитель женится на своей невесте, совершается брачная вечеря, и в конце концов герой со своей невестой поселяются во дворце, блистающем драгоценными камнями. Для понимания апокалиптических образов требуются внимательное отношение к очевидным вещам и детская восприимчивость особенностей народных сказок.

Основные темы. Апокалиптические образы будущего служат раскрытию пяти основных тем: 1) незамедлительности конца света, 2) катастрофического характера конца света, 3) духовного конфликта, 4) преобразования вселенной и 5) Божьего обеспечения в новой эпохе спасения. В апокалиптических видениях будущего обычно подчеркивается сокрушение Богом зла, истребление врагов Божьего народа и оправдание верных.

Незамедлительность конца света. В Новом Завете для выражения мысли о неожиданности конца используются несколько образов, в том числе вора, приходящего ночью (От Матфея 24:43; От Луки 12:39; 1-е Фессалоникийцам 5:2,4; 2-е Петра 3:10; Откровение 3:3; 16:15), возвращения господина после длительного путешествия (От Марка 13:34-36; От Луки 12:35-38,4248) и жениха, приходящего ночью (От Матфея 25:1-13). В Исаия 43:19 «новое», которое делает Бог, «является» так быстро, что Бог спрашивает: «Неужели вы и этого не хотите знать?» Книга Откровение представляет собой рассказ о видениях того, «чему надлежит быть вскоре» (Откровение 1:1), а последнее свидетельство Христа в этой книге выражено словами: «Ей, гряду скоро!» (Откровение 22:20).

Катастрофический конец. В апокалиптических видениях обычно показывается стандартный набор катастрофических бедствий, которые будут предшествовать судному дню. В их число входят голод, землетрясения, войны, предательства, болезни и знамения с неба (напр., Иоиль 2; От Марка 13; Откровение). В некоторых местах говорится также о наступлении времени великой скорби (Даниил 12:1; От Марка 13:24; Откровение 7:14), невиданных доселе страданий, которыми будет сопровождаться конец света. Во 2-е Петра 3:10 эта мысль кратко выражена словами: «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». Основной мотив в этой картине – неожиданность катаклизма, однако попутно следует отметить, что в видениях Откровения присутствует дополнительная тема медленного разложения стихий – постепенного загрязнения водных потоков и океана, сокращения растительности и усиления жары.

Образы катаклизма демонстрируют, по крайней мере, две вещи. Во-первых, в них подчеркивается сила зла. Для преодоления сил зла человеческих средств недостаточно. Это может сделать только Бог, и Он решительно вмешается в конце времен. Во-вторых, в этих образах подчеркивается необходимость жить в верности и святости, несмотря на страдания, в ожидании наступления эпохи спасения.

Духовная битва. Добро и зло вступают в решающую смертельную схватку. Образ битвы занимает видное место – например, Михаил со своими ангелами сражается с драконом (Откровение 12:7). В апокалиптических видениях звери выходят из моря, чтобы вести войну со святыми (Откровение 13:1-10), цари земные собираются, чтобы сразиться со Христом (Откровение 19:19), а воинство сатаны окружает стан святых (Откровение 20:8). Разумеется, все эти образы битвы вызывают чувство беспокойства, но тревожные мысли, возникающие при чтении, сглаживаются постоянством, с которым силы зла в конечном счете наказываются за тот вред, который они собирались причинить или уже причинили. Тема битвы находит выражение в образах наказания зла – в точиле гнева Божьего (Откровение 14:19-20), в бедствиях, посылаемых на последователей зверя (Откровение 16:1-11), в сожжении вавилонской блудницы (Откровение 18:9-10), в низвержении сатаны в озеро огненное (Откровение 20:10).

Преобразование вселенной. В конце установится новый порядок, противоположный тому, который господствовал в истории падшего человечества. У этого изменения две стороны – поражение зла и победа добра. В Иеремия 4:23-28 нарисована картина «уничтожения творения», противоположная рассказу о сотворении в Бытие 1. Во 2Петра описывается видение полного распада, за которым следует утверждение: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2-е Петра 3:13). В Откровение 21 используется аналогичная символика и особенно подчеркивается отсутствие смерти, скорби, плача и болезней, «ибо прежнее прошло» (Откровение 21:4; ср. Исаия 33:24; 65:20). В новом мироздании не будет больше моря (Откровение 21:1) – под этим подразумевается окончательная победа над злом и хаосом, часто изображавшимися в Библии в виде морского чудовища: дракона, левиафана, крокодила и змея (Иов 7:12; 9:8; 26:12; 40:10–19; Псалтирь 73:13-14; 88:10; 103:26; Исаия 27:1; 51:9–11).

Божье обеспечение в новой эпохе спасения. Апокалиптическое видение состоит не только из картин, показывающих мрак и погибель. Хотя оно и может показаться пессимистичным, в нем заложена идея победы добра. Верно, что эти видения не дают большой надежды на восстановление в настоящей жизни, но они показывают, что Бог работает над достижением Своих искупительных целей даже в этой хаотической истории мира. Кроме того, в апокалиптических видениях настойчиво проводится очень важная мысль, что добрая воля в итоге окончательно победит зло. Исходя из этого, здесь показан новый порядок, при котором будут удовлетворяться все человеческие потребности, в том числе стремление искоренить зло из человеческой жизни. В ветхозаветных пророчествах о наступлении «золотого века» (напр., Исаия 6066; Иеремия 3033; Амос 9:11-15), равно как и в видениях небесного блаженства в Книге Откровение, на образном уровне выражается уверенность, что все закончится хорошо.

См. также: АНТИХРИСТ, АПОКАЛИПТИКА, ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ, ДЕНЬ, ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ, ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА, ПОСЛЕДНИЕ ДНИ, ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ, ПРОРОЧЕСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ, ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО.

Библиография:

D. E.Aune, «Apocalypticism», DPL 25–35;

G. В. Caird, The Language and Imagery of the Bible (Grand Rapids: Eerdman, 1997 [1980]);

L.J. Kreitzer, «Apocalyptic, Apocalypticism», DLNTD 55–68.