АПОКАЛИПТИКА, литературный жанр (APOCALYPSE, GENRE OF) Словарь библейских образов

Апокалиптика была распространенным литературным жанром в период между двумя Заветами (хотя апокалиптические видения будущего присутствуют как в Ветхом, так и в Новом Завете). В древние времена апокалиптические картины ошеломляли читателей своей необычностью и обещанием лучших времен в будущем. Видения неба и будущего, представления о чудесных созданиях и событиях привлекали внимание к совершенно новому миру. Природные катастрофы, потрясавшие землю, предвосхищали Божий судный день над злом в этом мире. Вселенский фейерверк, возвещающий новую эпоху, демонстрировал, сколь необычной будет окончательная победа Бога. Эти отголоски совершения Божьей воли «на земле и на небе» отвлекали внимание слушателей от повседневных жизненных забот. Они показывали мимолетные картинки другого времени и иного мира, в котором не будет присущих нынешнему мироустройству пороков и в котором все будет подчиняться установленным Богом всеобщим законам.

Но современным читателям данный жанр часто не понятен и приводит их в замешательство. Неожиданные образы и выходящие за рамки этого мира понятия кажутся странными и не соответствующими общему фону Писания. Восприятие этой литературы в буквальном смысле заставляет многих читателей мучиться вопросом, «что же произойдет, когда...», уходя тем самым от сути апокалиптического послания. Вместе с тем, точка зрения, выражающаяся в апокалиптической литературе, в определенном отношении очень современна: в нынешней научной и космической фантастике, в литературных произведениях и фильмах используются необычные и волнующие воображение приемы и образы, весьма сходные с апокалиптическим жанром.

Характеристики. Апокалиптика как жанр отличается акцентом на чувстве безнадежности: все говорит о том, что зло побеждает. В результате все будет очень плохо, прежде чем положение начнет исправляться. Однако видения неба и будущего ясно показывают, что Бог со Своего престола контролирует ситуацию. Кроме того, становится ясно, насколько Божий мир отличается от нашего. К счастью, Бог вскоре начнет процесс изменения нашего мира по подобию Его собственного. Но положение настолько серьезно, что Бог Сам должен посетить землю еще раз. Единственно возможное решение – суровый суд над всеми формами зла и установление совершенно нового порядка, который будет продолжаться вечно.

Апокалиптический жанр (от греческого слова apokalypsis) связывается прежде всего с книгой Даниила в Ветхом Завете и с книгой Откровения в Новом Завете. Однако очертить четкие границы этого жанра достаточно сложно, поскольку апокалиптика представляет собой образ мышления, выражающийся в разных случаях по-разному. В нескольких местах Ветхого Завета заложено апокалиптическое содержание и использованы апокалиптические приемы (Исаия 2427; Исаия 5666; Иезекииль 3839; Иоиль 2:28-3; Захария 16 и Захария 1214), предполагающие, что близок переход от пророческой эпохи к периоду апокалиптики.

Большинство дошедших до нас апокалипсисов были написаны после ветхозаветного периода. Они составляют группу произведений, известных под названием иудейских псевдоэпиграфов. 1 и 2 Книги Еноха, Юбилеи, 2 и 3 Книги Варуха, 4 Книга Ездры и Апокалипсис Авраама, написанные, по-видимому, между третьим веком до Р.Х. и вторым веком по Р.Х., представляют собой яркие образцы иудейской апокалиптики. В Свитках Мертвого моря сохранились фрагменты 1 Еноха. Апокалиптические темы занимали видное место в литературе кумранской общины. Интерес к апокалиптике не ослабевал и в первые века существования церкви, что нашло выражение в нескольких христианских апокалипсисах.

В Новом Завете, помимо Книги Откровение, апокалиптическое видение особенно ярко проявляется в речи Иисуса на Елеонской горе (От Марка 13), в некоторых местах посланий Павла (1-е Фессалоникийцам 4:13-5; 2-е Фессалоникийцам 2:1-12) и во 2-е Петра 3:1-13. У раннего христианства было много общего с апокалиптическими представлениями иудаизма.

С одной стороны, апокалиптику можно рассматривать как разновидность пророческого стиля, но, вместе с тем, между ними достаточно различий, благодаря которым они заслуживают названия самостоятельных литературных жанров. Пророчество обращается к отступникам и призывает их покаяться; апокалиптика обращается к верным и призывает их проявлять стойкость. Пророчество провозглашает Божий суд над грехом на местном уровне с использованием природных средств; апокалиптика провозглашает грядущий катаклизм, в ходе которого будет разрушена вся земля. Пророчество выражает свое послание в поэтической форме; апокалиптика показывает полные загадок видения и картины неба. Пророчество обещает восстановление и будущее благословение; апокалиптика – неожиданное посещение свыше, в результате которого будут установлены новое небо и новая земля.

Темы и мотивы. В апокалиптической литературе много общих тем и мотивов:

Чувство безнадежности. Зло разрастается, и положение ухудшается (Исаия 57:3-13). Земля попирается и сокрушается пороком (Даниил 7:23). Голод, землетрясения и войны становятся все более суровыми (От Марка 13:7-8). Гонения усиливаются (От Матфея 24:9-12,1522).

Всевластие Бога. На Господа можно полагаться, какой бы тяжелой ни была ситуация (Исаия 26:1-4). Земля и небо могут быть разрушены, но слова Божьи не прейдут (От Матфея 24:35). Бог сидит на престоле и заботится о тех, чьи одежды омыты кровью Агнца (Откровение 7:14-16).

Суд и катастрофа. От землетрясений стены падут на землю, горы и утесы обрушатся; с неба изольются град, огонь и сера (Иезекииль 38:19-22). Солнце померкнет, луна покраснеет, звезды падут на землю, стихии разрушатся огнем, и земля опустеет (От Матфея 24:29; 2-е Петра 3:10; Откровение 6:12). Птицы будут пожирать трупы правителей этого мира (Откровение 19:17-18,21). Преступники, совершавшие зло, будут брошены в озеро огненное, горящее серой (Откровение 19:20; см. Ад).

Небесные видения. В Божьем присутствии требуется чистота (Захария 3:3-7). Небесные создания так сияют, что кажутся охваченными огнем (Даниил 10:5-6; Откровение 1:12-16). Великолепие неба ошеломляет до такой степени, что представляется залом с драгоценными камнями и кристаллом (Откровение 4:2-6; см. ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ). В новом Иерусалиме, нисходящем с неба, двенадцать ворот, каждые из которых из одной жемчужины. В городе прозрачные золотые улицы, и он блистает Божьей славой (Откровение 21:10-27).

Этическое учение. «Оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему... зла друг против друга не мыслите» (Захария 7:9-10). «Претерпевший же до конца спасется» (От Матфея 24:13). Когда господин возвращается, от слуг требуется верность (От Матфея 24:45-51; 25:14–30). «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам?..» (2-е Петра 3:11). «Здесь терпение и вера святых» (Откровение 13:10; 14:12).

Посещения свыше. Господь явится на горе Елеонской (Захария 14:4). «Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете» (Малахия 3:1). «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (От Матфея 24:27,30,3644; ср. От Матфея 25:1-13). «Потому что Сам Господь... сойдет с неба» (1-е Фессалоникийцам 4:16). «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» (Откровение 1:7). «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откровение 3:3; 16:15). «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный» (Откровение 19:11).

Новая эпоха. Мир будет восстановлен (Захария 8:3-8). Народ получит то, что Бог задумал от начала (От Матфея 25:34). Новое небо и новая земля станут обителью праведности (2-е Петра 3:13). Воскресение вернет к жизни всех, кто умер незаслуженной смертью (Откровение 20:4-6), и всех, кто когда-либо жил (Откровение 20:12-15). Боль, смерть, слезы и нечистота исчезнут навсегда (Откровение 21:4,27). Исцеление будет доступно всем (Откровение 21:2-3).

Темы апокалиптических произведений чаще всего выражаются с помощью смелых и наглядных образов. Эти образы могут быть связаны с какими-то ранее упоминавшимися библейскими понятиями, но при этом по-новому истолковываться. Например, тема «Сына Человеческого» в От Марка 13:26 перекликается с Даниил 7, но смысл в этих двух местах разный. Символика Книги Откровение имеет много общего с книгами Иезекииля и Даниила, но значение отдельных образов нельзя считать идентичным в том и в другом случае. Символика апокалиптических книг достаточно расплывчата, и смысл ее может меняться в зависимости от конкретного контекста.

Понимание апокалиптики. Пожалуй, никакая другая сторона библейской литературы не подвергается столь искаженному истолкованию, как апокалиптические образы. Объясняется это прежде всего временным расстоянием между читателями древности и современными толкователями. Для преодоления этого разрыва необходимо следующее: 1) смотреть на эти образы с точки зрения читателей древности. Апокалиптические формы мышления были весьма распространенными не только в Библии, и для понимания библейской апокалиптической литературы и ее символики современному читателю надо освоиться с такими мировоззренческими представлениями; 2) проникнуться пониманием кризисной ситуации. Авторы апокалиптических книг пользовались эффектными приемами, чтобы отвести взгляд отчаявшихся читателей от повседневных проблем и направить его на поразительное их разрешение, предлагаемое Богом; 3) быть готовым к встрече с символическим языком. События, описываемые в апокалиптической литературе, часто показываются с использованием методов, свойственных в большей степени поэтическим произведениям: метафор, гипербол, персонификаций, аллегорий, выражения идей с помощью чисел и так далее. Эти особые эффекты позволяли показывать небо и будущее во всей их привлекательной образности; 4) помнить об устном по своей сути характере древнего общества. Литературные произведения писались для того, чтобы читать их вслух или рассказывать по памяти. Слушатели уходили с чувством, которое можно сравнить с впечатлением, полученным, скорее, от картины импрессиониста, а не от фотографии. Конкретные детали оставались загадкой, но общая картина была вполне ясной; 5) четко представлять себе цель апокалиптических книг. Они были посланием надежды угнетенным, предупреждением угнетателям и призывом обратиться в веру к тем, кто еще не определился, кому отдать свою преданность.

См. также: КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА, КНИГА ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ, ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА, ПОСЛЕДНИЕ ДНИ, ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ, ПРОРОЧЕСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ.

Библиография:

G. В. Caird, The Language and Imagery of the Bible (2d ed.; Grand Rapids: Eerdmans, 1997);

J.J. Collins, The Apocalyptic Imagination (New York: Crossroads, 1989);

D.Hellholm, ed., Apocalypticism in the Mediterranean World and the Near East (Tubingen: J.C.B.Mohr, 1983);

C.C. Rowland, The Open Heaven (London: SPCK, 1982);

D. S. Russell, The Method and Message of Jewish Apocalyptic (Philadelphia: Westminster, 1964).