АНТИГЕРОЙ (ANTIHERO) Словарь библейских образов

Антигерой – хорошо известный в современной литературе архетип. Он отличается отсутствием черт или ролевых характеристик, присущих обычно личности, считающейся воплощением успеха. Нет ничего удивительного, что в такой книге, как Библия, опровергающей мирские понятия об успехе, мы часто встречаем антигероев. Ключевой текст – 1-е Коринфянам 1:26-31, где Павел пишет об уверовавших во Христа: «Не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных». В библейских рассказах содержится множество примеров на эту тему.

Образ младшего сына, занимающего место старшего, настолько часто встречается в Ветхом Завете, что его можно назвать библейским архетипом, и в нем мы видим пример изменения обычного порядка, имевшего столь важное значение в Древнем мире, на обратный. Иосиф и Давид были младшими сыновьями, избранными Богом вместо старших братьев для исполнения героической роли. Моисею недоставало красноречия, которым обычно отличались герои древности (Исход 34). Иеремия тоже чувствовал себя не приспособленным для выполнения возложенной на него задачи (Иеремия 1:4-10). Некоторые действующие лица Ветхого Завета достигали высокого положения в иноземных странах, где статус изгнанников ставил их в невыгодные условия – Иосиф, Руфь, Даниил, Есфирь. Даже блудница (Раав) стала одним из примеров веры (К Евреям 11:31). Тема антигероя подспудно выражается также в библейских героических историях, в которых абсолютно идеальных персонажей крайне мало и даже самые героические личности обычно не лишены недостатков.

Наиболее полное выражение в Библии образ антигероя нашел, пожалуй, в Гедеоне (Книга Судей 68). В нем мы видим классический случай низкой самооценки. Он не был человеком царских кровей, принадлежал к самому слабому роду в своем колене, и называл себя последним в своей семье (Книга Судей 6:15 {«младший»}). В обычных героических историях прославляется освобождение, совершаемое великими и сильными воинами, а в рассказе о Гедеоне показано, что в победе над врагом человеческие усилия сыграли лишь незначительную роль. Традиционную награду за военную победу – царство – Гедеон отверг на том основании, что истинным освободителем был Бог (Книга Судей 8:22-23). Как и во многих других ветхозаветных рассказах, слава, которой обычно удостаивался человек, была воздана Богу. Короче говоря, Гедеон – яркий пример антигероя, поскольку он не проявлял самоуверенности, не приписывал себе никаких достижений и не хотел возвышать себя принятием политической власти.

Новозаветным антигероем можно назвать Павла, высокое положение которого в значительной мере строилось на отсутствии качеств и достижений, которые обычно считаются выдающимися. Влияние, которым пользовался Павел, проистекало из полученного от Бога авторитета, а не из его природных способностей. Коринфская церковь считала, что в своих посланиях Павел «строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» (2-е Коринфянам 10:10). У него было «жало в плоти» (2-е Коринфянам 12:7), и его немощь не мешала работе лишь благодаря Божьей благодати (2-е Коринфянам 12:9). Внешне жизнь Павла выглядит чередой неудач – «под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» (2-е Коринфянам 6:5).

Тема антигероя присутствует и в неповествовательных местах. В Псалтирь 17:32-43 находит выражение традиционная тема, связанная с воинскими подвигами, вооружением героя и превозношением воином собственных сил, однако здесь заслуга в снаряжении героя относится на счет Бога, Который к тому же представлен основанием, позволяющим воину заниматься восхвалением своих сил. В гимнах Анны (1-я Царств 2:1-10) и Марии (От Луки 1:46-55) прославляются «дегероизация» Богом высокопоставленных в обществе лиц и возвышение тех, у кого нет претензий на героические свершения. Блаженства в Нагорной проповеди рисуют образ человека, чьи основные черты абсолютно не соответствуют тем, которые считаются у людей примерами поведения, приводящего к успеху в жизни. Пророк Амос стал героем лишь потому, что воспринял Божий призыв: «Я – не пророк и не сын пророка; я был пастух, и собирал сикоморы» (Амос 7:14).

Апофеозом темы антигероя служит песнь Исаии о страдающем рабе в Исаия 52:13-53. Совершенно очевидно, что, если руководствоваться традиционными представлениями о героях, прославление этого раба не имеет никакого смысла. У него не было ни великого прошлого, ни внушительного вида. Он не одержал победы над врагами, а, наоборот, был искалечен и казнен. Он молчал и не пытался доказать свою правоту. Он приобрел награды для других, а не для себя, и ему, как обычному преступнику, был предназначен «гроб со злодеями» (Исаия 53:9). Нетипичен даже образ раздела «добычи с сильными» (Исаия 53:12), ибо имеется в виду духовная, а не материальная «добыча» , завоеванная не для себя, а для других. Именно таким Мессия показан в евангелиях, где мы читаем о скромном происхождении Иисуса и о том, как в конце Своей жизни Он по человеческим меркам потерпел неудачу.

См. также: ГЕРОЙ, МЛАДШИЙ СЫН.