АНГЕЛЫ (ANGEL) Словарь библейских образов

Ангелы встречаются в Библии постоянно, от Едемского сада до рассказа об обновленных небе и земле. Эти существа называют также духами, херувимами, серафимами, сынами Божьими, воинством небесным или даже в некоторых случаях именами собственными, например, Михаил и Гавриил.

В библейском тексте ангелы – реальные живые существа. По своей природе они сверхъестественны и бесплотны, но на какое-то время могут принимать телесное обличие. Поэтому они не символизируют иную реальность. Тем не менее в определенном смысле ангел являет собой образ – образ невидимого Бога. Даже в их именах, оканчивающихся на ʼеl (в еврейском языке – обозначение Бога), как, например, Гавриил, подразумевается тесная связь с Божеством. Бог во многих случаях выражал Свое присутствие среди народа посредством ангелов. Раскрыв Себя Моисею на горе Синай, Господь сказал: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исход 33:20). Следовательно, в виде горящего куста Моисею на самом деле явился «Ангел Господень», раскрывший себя как «Я есмь» или YHWH (Исход 3:2).

Но наиболее полно Бог раскрыл Себя через посредство не ангела, а «Слова» (logos), Сына Божьего (От Иоанна 1:1-18). Автор Евреям ясно показывает превосходство Иисуса над ангелами, указывая на Его сыновство, на Его положение одесную Отца, на Его более превосходное имя и на тот факт, что Он достоин поклонения ангелов (К Евреям 1:1-13). Вместе с тем, в ходе истории церкви многие истолковывали явления «Ангела Господня» как проявления второго лица Троицы, Господа Иисуса Христа, до воплощения.

Одно их основных дел ангелов – беспрестанное вознесение хвалы и поклонение Тому, Кто восседает на престоле. Возможно, это единственное занятие ангелов, называемых серафимами, – шестикрылых существ, представших в видении Исаии. Они летают вокруг Господа, сидящего на престоле, и взывают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Исаия 6:3). Иоанн увидел на небе бесчисленное множество ангелов («тьмы тем» и «тысячи тысяч») вокруг престола, прославлявших не только Отца, но и Иисуса, представленного здесь в виде Агнца. Он показан достойным ангельского поклонения, так как был заклан в качестве жертвенного агнца (Откровение 5:12), что позволило Его народу освободиться от грехов и стать «царями и священниками Богу и Отцу» (Откровение 1:6).

Но не все ангелы искренне и постоянно возносят Отцу хвалу и славу. Многие из них взбунтовались против Бога. Они ведут борьбу с добрыми ангелами и пытаются совратить народ Божий с пути истинного. Некоторые из этих первых беззаконников брошены в место заточения, называемое Тартаром, где они ожидают Божьего суда (2-е Петра 2:4; Иуды 1:6). Остальные продолжают плести козни под руководством сатаны, о чьем падении образно рассказано в Иезекииль 28 и Исаия 14. В конечном счете им не удастся осуществить свои злые замыслы. В рассказе о войне ангелов в Откровение 12:7-12 показано, что дракон и его ангелы «не устояли». Их победил Михаил со своими ангелами. Конечная их судьба предопределена решением Бога искоренить в новом творении зло в любом его проявлении (Откровение 20:7-10).

Ангелы Господни часто призывали и выдвигали освободителей Божьего народа, когда он подвергался той или иной форме рабской зависимости. Ангел Господень явился Моисею, призвав его освободить израильтян от египетского рабства (Исход 3). Представ в человеческой плоти, ангел Господень «сел в Офре под дубом», где встретился с Гедеоном, дав ему поручение избавить народ Израиля от мадианитян (Книга Судей 6:11-17). В случае с Самсоном ангел Господень явился обоим его родителям, сообщив о предстоящем чудесном рождении сына бесплодной женщиной (см. ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ). Он также сказал им, что ребенка надо воспитать назореем и что он спасет Израиль от руки филистимлян (Книга Судей 13). Ангелы играли также большую роль в провозглашении рождения Божьего Освободителя – Господа Иисуса Христа. Ангел Господень объявил о Его чудесном рождении Иосифу (От Матфея 1:20); Гавриил сообщил радостную весть Марии (От Луки 1:26-38); ангел Господень в сопровождении воинства небесного возвестил об этом пастухам возле Вифлеема (От Луки 2:8-20).

По ходу всей библейской истории народ Божий получал от ангелов водительство, помощь и ободрение. Именно поэтому, возможно, они названы «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (К Евреям 1:14). Именно ангел Господень не позволил Аврааму принести в жертву своего единственного сына Исаака и показал патриарху подходящую замену для жертвоприношения (Бытие 22:9-14). Затем ангел направлял слугу Авраама в поисках жены для Исаака (Бытие 24:7,40). После освобождения от рабства, во время странствия по пустыне Бог обратился к Израилю со словами: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил» (Исход 23:20). Псалмопевец так выражает понимание непрестанной Божьей заботы о Своем народе: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Псалтирь 33:8), или: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (Псалтирь 90:11). Даниил и его товарищи, без сомнения, прекрасно осознали эту защиту после испытания огнем в раскаленной печи (Даниил 3:28) и затем, когда «Бог... послал Ангела Своего и заградил пасть львам» (Даниил 6:22).

Ангельская забота и защита распространяется и на маленьких детей. Иисус сказал, что «Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (От Матфея 18:10), положив тем самым начало христианской концепции об «ангелах-хранителях». Во времена ранней церкви ангелы дважды чудесным образом выводили апостолов из темницы (Деяния 5:19-20; 12:7–11). Ангелы давали также водительство при многих критических обстоятельствах, например, в случае с Филиппом, когда ангел Господень направил его к ефиоплянину (Деяния 8:26), или с язычником Корнилием, получившим от «святого Ангела» повеление посетить апостола Петра (Деяния 10:22).

Ангелы служили и продолжают служить Божьими представителями при осуществлении Его суда. Это одна из основных функций ангелов, показанных в Апокалипсисе (см. откровение Иоанна Богослова). Семь ангелов трубят в семь труб Божьего суда (Откровение 89); семь ангелов несут семь последних язв (Откровение 15); четыре ангела, связанных при Евфрате, освобождаются, чтобы умертвить третью часть человечества (Откровение 9:14-15). Эта ужасная и разрушительная работа ангелов по излиянию Божьего гнева проявлялась также в некоторых событиях Ветхого Завета. Во времена Авраама два ангела привели в исполнение Божий приговор в отношении Содома и Гоморры (Бытие 19:1-29). Когда Израилю угрожал ассирийский царь Сеннахирим, «пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» (4-я Царств 19:35; 2-я Паралипоменон 32:21; Исаия 37:36).

Ангелы будут сопровождать Иисуса при Его возвращении (От Матфея 16:27; От Марка 8:38; От Луки 9:26; 2-е Фессалоникийцам 1:7). Они будут посланниками Христа, которые «соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (От Матфея 24:31). Они будут также помогать Сыну отделять беззаконников от праведников и исполнять Божий суд (От Матфея 13:37-43).

Следовательно, ангелы, в первую очередь, – сверхъестественные существа, тесно связанные с деятельностью Самого Бога. Они окружены божественной аурой. Встреча человека с ангелом – в определенном смысле, встреча с Божеством. Ангелы известны нам не как личности с выраженными индивидуальными чертами, а как посредники. Главные их функции – прославление Бога на небе, возвещение и донесение Божьих посланий до людей, обеспечение водительства и защиты в жизни человека и приведение в исполнение Божьего суда.

См. также: БЛАГОВЕЩЕНИЕ, НЕБЕСНОЕ ВОИНСТВО, СОБРАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЕ.

Библиография:

S. Noll, Angels of Light, Powers of Darkness (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1998).