АВРААМ (ABRAHAM) Словарь библейских образов

Для библейских авторов Авраам – не только историческая фигура. Он привлекает их внимание как образ, символизирующий различные духовные темы как в Ветхом, так и в Новом Завете. У личности Авраама несколько измерений, которыми библейские авторы пользуются для достижения чисто изобразительных или каких-то конкретных целей.

Образ в Бытии. В Бытии Авраам показан играющим важную роль предком, которому Бог дал обетования и с которым Он заключил завет. Иногда суть обетований или заветов не уточняется. Но в большинстве случаев имеются в виду конкретные вещи: либо обетование земли (Бытие 12:7; 13:14–15, 17; 15:7, 18; 17:8), обетование потомства (Бытие 12:2; 13:16; 15:5, 18–21; 17:2, 4–7, 16, 19; 22:17), либо обетование завета (Бытие 17:7,19,21). Аврааму обещано также благословение всех народов (Бытие 12:3; 18:18; 22:18; 26:4; 28:14).

Второй показанный в Книге Бытие образ Авраама – пример Послушания (Бытие 12:1-4; 17:1, 23; 18:19; 22:16–18; 26:4–5). Авраам изображен человеком, для которого послушание имеет первоочередное значение в его взаимоотношениях с Яхве и во взаимоотношениях с Богом его потомков. Это не означает, что Авраам был совершенным человеком, – в Библии показано, как он дважды совершил обман (Бытие 12:10-20; 20:1–18). Вера Авраама, выразившаяся в его повиновении призыву Яхве идти в Палестину, особо отмечена только в Бытие 15:6. Но далее в Библии она становится главной темой связанных с Авраамом образов.

Благословение всех народов через Авраама подчеркивается не только общими заявлениями в Книге Бытие, но и его ходатайством за своего племянника Лота. Это ходатайство мы сначала видим в Бытие 14, когда он спас Лота из рук иноземных царей. Наивысшей точки оно достигает в Бытие 18, когда Авраам молится Яхве за Лота, в результате чего Лот избегает участи города Содома. Роль Авраама как ходатая за народы выразилась в том, что Бог начал считать Авраама Своим доверенным лицом (Бытие 18:17).

Помимо духовной стороны личности Авраама как восприемника Божьих обетований, примера послушания и веры, ходатая, следует отметить общественное значение этого патриарха. Авраам – домашний герой в Книге Бытие. У Гомера «дом» – это принадлежащие человеку владения, в том числе семья. Авраам последовательно показывается как глава семьи – как муж, дядя, отец, родоначальник и владелец стад и отар. В качестве родоначальника Авраам демонстрирует дипломатические способности при встречах с высокопоставленными личностями, в том числе с царями, и со священником Мелхиседеком. Как владелец имущества Авраам ассоциируется с образами овец и коз, стад и отар.

Наконец, в рассказе об Аврааме в Книге Бытие есть и совершенно конкретные образы. Относятся они, в основном, к теме Пути, в которой появляются образы пустыни, воды/колодца, верблюдов и ослов, природных явлений, палаток, а также множество названий определенных мест (географических пунктов или городов, придающих рассказу оттенок истории о путешествии по иноземным странам). В рассказе присутствует также тема Поиска – его герой с самого начала до конца стремится получить сына, потомков и землю. Последовательное раскрытие смысла завета – тоже один из основных мотивов, и этот поиск приводит Авраама к внутреннему конфликту, в котором он разрывается между верой в Божьи обетования и практическим взглядом на вещи.

Необычайный характер обетований Божьего завета сравнивается с образами звезд на небе, песка на берегу моря и пыли на земле. Религиозная преданность Авраама Богу наиболее последовательно связывается с образами жертвенника и принесения жертвы, а также в самом драматическом эпизоде (готовность Авраама принести в жертву Богу своего сына Исаака) с горой. В местах, в которых Бог обновляет Свой завет с Авраамом, выражается договорной характер обязательств и вознаграждения. С мотивом завета связано значение имен героев рассказа (и изменение этих имен). Наконец, основной мотив рассказа – встреча Бога с человеком, и внимательное изучение текста показывает, что повествование строится в большей степени на разговорах Бога с Авраамом, чем на простом изложении хода событий.

Другие ветхозаветные образы. Связанные с Авраамом темы Бытия продолжают раскрываться на протяжении всего Ветхого Завета, но сфера окружающих его образов расширяется. Как и в Бытии, в других частях Ветхого Завета Авраам чаще всего изображается в связи с обетованиями завета. Эта связь редко выражается в ссылках на завет без уточнения его характера (Исход 2:24; 4-я Царств 13:23) или просто подразумевается (Вт. 29:13). В большинстве случаев ссылки связаны с обетованием земли (Исход 3:16; 6:3, 8; 32:13; 33:1; Левит 26:42; Числа 32:11; Вт. 1:8; 6:10; 9:5; 30:20; 34:4; 1-я Паралипоменон 16:15-18; 2-я Паралипоменон 20:7; Неемия 9:7-8; Псалтирь 104:8-11,4244; ср. Исаия 51:2; Иезекииль 33:24), а иногда с обетованием потомства (Исход 32:13; Левит 26:42; Иисус Навин 24:2-3; ср. Иисус Навин 9:23; Исаия 51:2; Иезекииль 33:24). Как видно из Исаия 51:2 и Иезекииль 33:24, Авраамов завет потомства приносил большое утешение тем, кто испытывал страдание в плену. На благословение через Авраама всех народов обращается мало внимания (Псалтирь 46:10).

В других частях Ветхого Завета значение Авраама как послушного патриарха подчеркивается редко. Одно из исключений составляет молитва в Неемия 9:7-8, в которой говорится, что Бог нашел сердце Авраама верным, что подразумевает верность завету (ср. Вт. 7:9; Исаия 49:7; ср. Псалтирь 77:8,37). Эта верность Авраама стала основанием для исполнения обетования земли.

Имя Авраама само по себе или в ряду с другими патриархами используется для обозначения Бога Израиля: Бог Авраамов (Псалтирь 46:10; ср. Исаия 29:22); Бог Авраама, Исаака и Иакова (Исход 3:6,15; 4:5; 6:3); Бог Авраамов, Исааков и Израилев (3-я Царств 18:36; 1-я Паралипоменон 29:18; 2-я Паралипоменон 30:6). Связь Авраама с именем Бога подчеркивает основополагающую роль, которую сыграл Авраам в заключении завета между Богом и Израилем.

Иногда Авраам показывается прародителем израильтян (1-я Паралипоменон 1:27,28,34; Псалтирь 104:6; Исаия 41:8; 51:2; Иеремия 33:26). Эта связь не просто биологическая, она имеет и духовное значение, соединяя израильтян с обетованиями завета, заключенного между Богом и Авраамом.

Благодаря роли, которую сыграл Авраам в установлении завета и получении Израилем обетований, имя Авраама во многих случаях приводится в качестве основания для проявления милости по отношению к Израилю. Когда возносятся мольбы об освобождении, основанием служит имя Авраама (Исход 32:13; Вт. 9:27; 2-я Паралипоменон 20:7; 30:6; Неемия 9:7; Псалтирь 104:42). Когда делаются пророчества или даются обещания о спасении, упоминается имя Авраама (Левит 26:42; Исаия 29:22; 41:8; 51:2; Иеремия 33:26; Иезекииль 33:24; Михей 7:20). Когда рассказывается об исторических событиях, в которых Бог принес спасение, большое значение придается имени Авраама (Исход 2:24; 3:16; 6:3; 4-я Царств 13:23). Таким образом, имя Авраама играет важную роль в процессе исполнения обетований и соблюдения завета в жизни народа. В связи с судом Авраам упоминается только один раз: в Числа 32:11, когда людям, проявившим неповиновение в Кадес-Варни, было отказано увидеть обетованную землю. Но даже в этом случае были упомянуты Халев и Иисус Навин, для которых обетование оставалось в силе.

Авраам играл роль ходатая за народы, и это показано в Бытие 18, где он достиг положения доверенного лица Бога. Об этом положении, которого за всю историю Израиля, помимо него, удостоился только один человек (Моисей, Исход 33:11), дважды упомянуто в других местах Ветхого Завета, где Авраам назван «другом Божьим» (2-я Паралипоменон 20:7; Исаия 41:8).

Авраам в посланиях Павла. Хансен (с. 158–160) провел исследование использования образа Авраама в посланиях Павла, выделив в них три цели: сотериологическую, экклесиологическую и миссиологическую. Для достижения сотериологических целей Павел приводит Авраама как библейский аргумент в пользу учения об оправдании верой. Кроме того, с помощью образа Авраама Павел отстаивает необходимость включения язычников в Божий народ (экклесиология) и выполнения собственной миссии среди язычников (миссиология). Последние две цели настолько взаимосвязаны, что их можно рассматривать вместе. В основе ссылок Павла на Авраама лежат темы веры и обетования.

Тема веры, подспудно пронизывающая Книгу Бытие и практически отсутствующая в остальных частях Ветхого Завета, составляет краеугольный камень в использовании Павлом Авраама как образа веры в противовес закону и обрезанию, с особым упором на Бытие 15:6 (К Римлянам 4:2-5,612). Обрезание служит просто «печатью» праведности чрез веру (К Римлянам 4:11).

Тему обетования земли, играющую столь важную роль в Ветхом Завете, Павел игнорирует, обращая особое внимание на обетование потомства, причем не только для народа Израиля, но и для язычников. Авраам считается физическим прародителем еврейского народа (К Римлянам 4:1; 9:7; 11:1, 2; 2-е Коринфянам 11:22), но эту сторону вопроса Павел оставляет в стороне, показывая Авраама прежде всего как духовного отца духовного народа. Семя Авраамово (К Галатам 3:29) состоит из людей веры, связанных с одним семенем – Христом (К Галатам 3:15-18). Это семя – дети не от рабыни, а от свободной женщины (К Галатам 4:21-31), то есть имеется в виду противопоставление плотского и духовного семени (К Римлянам 9:6-9). Обещанное благословение всех народов исполнилось в христианской церкви, когда язычники верой получили Духа (К Галатам 3:14). Таким образом, Авраамовы обетования и завет используются Павлом для включения язычников в Божий народ.

Другие ссылки в Новом Завете. В других частях Нового Завета тоже излагаются взгляды, высказанные Павлом. В некоторых местах, хотя и лишенных акцента, сделанного Павлом на язычниках, разделяется его мысль, что плотское семя Авраама не равнозначно духовному (От Матфея 3:8-9; От Луки 3:8; От Иоанна 8:33-58). В К Евреям 11:8-19 Авраам показан героем веры, как и в посланиях к римлянам и галатам.

Вместе с тем, в отдельных местах Нового Завета образ Авраама выходит за рамки, очерченные Павлом. Если в К Евреям 11 вера Авраама показана в выражениях, сходных со словами Павла, то направленность Иакова 2:18-26 иная. Как и в К Евреям 11, упор делается на жертве Исаака на горе Мориа, как и у Павла, особый интерес вызывает Бытие 15:6, однако в этой трактовке послушание Авраама не отделимо от веры и рассматривается в качестве ее выражения. Более того, развивая тему о том, что вера без дел мертва, Павел фактически приходит к выводу, что Авраам получил оправдание не только верой, но и делами.

Как и в Ветхом Завете, в Новом Завете имя Авраама тоже используется в определениях Бога (От Матфея 22:32; От Марка 12:26; От Луки 20:37; Деяния 3:13; 7:32), а сам Авраам показывается прародителем еврейского народа (От Матфея 1:1-2,17; От Луки 3:34; Деяния 7:2-8,16,17; 13:26; К Евреям 2:16; 7:9). Кроме того, в От Луки 1:54-55,6779 Авраам представлен как основание для благодеяний его потомкам.

В евангелиях обетование потомства понимается в духовном смысле. Это обетование играет важную роль в Послании к евреям, где Авраам изображается как отец веры (К Евреям 6:13-15; 11:11–12,17–19), олицетворение обетования земли (К Евреям 11:8-10,1316), которое тоже рассматривается в духовном смысле. Христос как конечное семя Авраамово показан законным представителем линии патриарха (От Матфея 1:1,17; От Луки 3:34), хотя Он выше Авраама (От Иоанна 8:39-58).

Благословение язычников подчеркивается в Деяния 3:25. Но, в отличие от Павла, Петр ссылается на Бытие 22:18, а не на Бытие 12:3, и основное внимание в его речи уделено привилегированному положению евреев в Иерусалиме в то время, а не язычникам.

Наконец, есть и другие ссылки на Авраама, например, упоминание Петра о повиновении Сарры Аврааму (1-е Петра 3:6), слова Иисуса об Аврааме как эсхатологической фигуре, на лоне которой покоятся умершие праведники (От Матфея 8:11; От Луки 13:28; 16:22–25, 29–30), и упоминание о нем в связи с Мелхиседеком в К Евреям 7:1-9 для доказательства превосходства Христа над Аароном.

См. также: ЗАВЕТ, КНИГА БЫТИЕ, СЕМЯ.

Библиография:

G. W. Hansen, Abraham in Galatians: Epistolary and Rhetorical Contexts (Sheffield: JSOT, 1989);

R. A. Harrisville, The Figure of Abraham in the Epistles of St. Paul: In the Footsteps of Abraham (San Francisco: Mellen Research University Press, 1992);

G.E.Mendenhall, «The Nature and Purpose of the Abraham Narrative» /Ancient Israelite Religion: Essays in Honor of Frank Moore Cross, ed, P. D. Miller, P. D. Hanson and S. D. McBride (Philadelphia: Fortress Press, 1987) 337–356;

A.T. Lincoln, «Abraham Goes to Rome: Paul’s Treatment of Abraham in Romans 4» /Worship, Theology and Ministry in the Early Church, ed. M.J. Wilkins and T. Paige (Sheffield: JSOT, 1992);

S. Sandmel, Philo’s Place in Judaism: A Study of Conceptions of Abraham in Jewish Literature (augmented edition) (New York: KTAV, 1971);

J.Van Seters, Abraham in History and Tradition (New Haven, CT: Yale University Press, 1975).