АВЕЛЬ (ABEL) Словарь библейских образов

Каин и Авель – самые известные братья в библейской литературе – были, возможно, близнецами, поскольку в Библии говорится, что до их рождения Ева зачала только один раз. Но это не имеет значения. В конце концов, они могли быть даже сиамскими близнецами – слишком уж тесно они связаны. Упоминание одного из них автоматически означает, что речь пойдет и о другом.

Рассказ о них записан в Бытие 4 – Авель, образцовый, послушный и праведный сын, стал жертвой своего брата. Семь раз в десяти стихах (Бытие 4:2-11 NASB) подчеркивается факт, что они были братьями, и тем самым неоспоримо доказывается порочность Каина, из зависти совершившего братоубийство. В самой сути этой истории Авель играет второстепенную роль и служит лишь примером в развитии основного действия.

В Новом Завете Авель удостоен кратких, но показательных упоминаний, прежде всего Самим Христом. В параллельных местах От Матфея 23:35 и От Луки 11:51 Иисус ссылается на историю об Авеле для подкрепления Своего обвинения книжников и фарисеев: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? ...Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии» (От Матфея 23:33,35). Таким образом, Авель стал вечным примером, символом праведного мученика, убитого ненавистником за то, что его дела были праведны, а дела убийцы злы (1-е Иоанна 3:12).

Автор Послания к евреям противопоставляет ориентированного на веру Авеля его ориентированному на дела брату: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (К Евреям 11:4). В К Евреям 12 автор еще раз ссылается на Авеля, противопоставляя его теперь уже не Каину, а Самому Иисусу: «И к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (К Евреям 12:24). Автор явно намекает на вопрос Господа в Бытии: «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Бытие 4:10). Кровь Авеля взывала к отмщению, а Кровь Иисуса символизирует прощение.

Тщательный анализ рассказа об Авеле делает еще более ярким пророческий смысл слов в К Евреям 11, что «он [Авель] и по смерти говорит еще» (К Евреям 11:4). Авель веками остается символом послушания и праведности по вере. Он символизирует тех, кто погиб за праведные дела, невинных мучеников, пострадавших за свою преданность Богу. Кровь Авеля до сих пор вопиет от земли, предупреждая тех, кто противостоит Божьему народу, и выражая надежду, что смерть убиенных праведников будет отмщена.

См. также: КАИН.