Свя́тость, святóй Богословско-литургический словарь

СВЯ́ТОСТЬ, СВЯТÓЙ, (греч. «áгиос», «иеро́с», лат. sanctus, евр. «кодеш» священный предмет, святость). Еврейское слово, употребляемое в Ветхом Завете, происходит от корня, обозначающего, вероятно, «отрезать, отделить», то есть содержит идею отделения от мирского. Священные предметы – это те, к которым не прикасаются и к которым приближаются только при определенных условиях ритуальной чистоты. Являясь как бы носителями некоей силы, тайны и величия, в которых видится нечто сверхъестественное, они вызывают то смешанное чувство страха и притяжения, которое заставляет человека осознать свое ничтожество перед этими проявлениями «священно-божественного».

Во время Литургии взывают к Богу Трисвятому, Христос провозглашается как «Един Свят» и поминаются С. Мы говорим также о С. Евангелии, о С. седмице. Мы призваны стать С. Следовательно, С. является некоей сложной реальностью, которая соприкасается с тайной Божией и в то же время с богослужением и нравственностью. С. включает в себе понятие священного и чистого, но она выше их. Она кажется относящейся только к Богу и недоступной, и в то же время ее постоянно приписывают его творениям.

С. Божия недоступна человеку. Для того, чтобы он ее узнал, необходимо, чтобы Бог явил Свою С., показав Свою славу. Творение, теофании, испытания, наказания и бедствия (Числа 20, 1–13; Иезекииль 38, 21), а также и чудесная защита, и покровительство, и нечаянные избавления открывают, в каком смысле Бог Свят (Иезекииль 28, 25).

С. Ягве, проявленная сначала в величественных Синайских теофаниях (Исход 19, 3–20), показывается как сила, одновременно ужасающая и таинственная, готовая уничтожить все, что к ней приближается (1-я Царств 6, 19), но готовая также и благословлять тех, кто принимает ковчег Завета, где она обитает (2-я Царств 6, 7 – 11). Следовательно, эту силу не следует смешивать ни с трансцендентностью Бога, ни с гневом Божиим, ибо она проявляется также в любви и в прощении: «Не сделаю по ярости гнева Моего... ибо Я Бог, а не человек; среди тебя – Святый» (Осия 11, 9).

В храме Ягве является Исаии как бесконечно величественный Царь, как Творец, чья слава наполняет всю землю. Ему подобает поклонение, совершать которое достойны только одни Серафимы. Впрочем, даже и они недостаточно С., чтобы видеть лицо Божие. Человек же «не может увидеть Бога и остаться в живых» (Исаия 6, 1–5; Исход 33, 18–23). Тем не менее, этот неприступный Бог уничтожает расстояние, отделяющее Его от Его созданий. Он есть «Святый Израилев», радость, сила, поддержка и искупление народа, с которым Он соединен Союзом – Заветом (Исаия 10, 26; 17, 7; 41, 14–20).

Итак, С. Божия заключает в себе все богатства, которыми Он обладает, всю жизнь, все могущество и благость. Она больше, чем один из атрибутов Божиих. Она – отличительная черта Бога. Оттого Имя Его свято (Псалтирь 32, 21; Амос 2, 7; ср. Исход 3, 14). Ягве клянется С. Своей (Амос 4, 2). Это понимание отражается в самом языке Библии, в котором нет прилагательного «божественный»; оно заменяется в качестве синонимов именами Бог, Ягве (Сущий) и Святый (Псалтирь 70, 22; Исаия 5, 24; Аввакум 3, 3).

Бог, ревнуя о Своем исключительном праве на поклонение (культ) и послушание, хочет, чтобы Его признали Святым, чтобы Его почитали Единым Истинным Богом, дабы так проявлялась Его С. через людей. Он тщательно устанавливает подробности жертвоприношения (Левит 1–7) и условия необходимой для культа чистоты (Левит 12–15), Он требует, чтобы Его Святое Имя не бесчестилось (Левит 22, 32), потому что правильно совершаемое богослужение являет славу Господню (Левит 9, 6–23: 3-я Царств 8, 10; Левит 10, 1 и сл.; 1-я Царств 2 17; 3, 11 и сл.) и утверждает Его величие. Но этот культ имеет значение, только если он выражает соблюдение Закона (Левит 22, 31), глубокую веру (Второзаконие 20, 12), личное восхваление (Псалтирь 98, 3–9) – все это и значит бояться Бога, святить Его (Исаия 8 13). Бог через освящение сообщает Свою С. Предписывая правила культа, через которые Он проявляет Свою С., Ягве сохраняет для Себя место (святая земля, святилище, храм) и людей (священники, левиты, первенцы, назореи, пророки), а равно и предметы (приношения, одежды и предметы культа) и время (субботы, юбилейные годы), которые посвящаются Ему посредством определенного ритуала (приношения, жертвы, посвящения, помазания, окропления кровью) и тем самым становятся запрещенными для мирского употребления. Так, на Ковчег Завета левиты не должны были смотреть (Числа 4, 1–20), субботы не должны нарушаться (Иезекииль 20, 12–24), поведение священников должно следовать особым правилам, более строгим, чем общие законы (Левит 21).

Все эти вещи священны, но С. их может быть различной степени, соответственно связи, соединяющей их с Богом. С. тех или иных лиц или священных предметов – не той же природы, как С. Бога. Действительно, в отличие от того, как это происходит с передачей нечистоты (Левит 11, 31; 15, 4–27), она не приобретается автоматически от соприкосновения со С. Божией. Она есть следствие свободного произволения Божия по Его Закону, по обрядам, Им установленным. Бесконечное расстояние, отделяющее эту С. от С. Божией (Иов 15, 15), выражается в ритуалах: так, первосвященник может входить в Святое Святых не больше одного раза в год, после тщательного очищения (Левит 16, 1–16). Следовательно, надо отличать истинную С., присущую Богу, от вида С., отделяющей от мирской жизни некоторых людей и некоторые предметы и ставящей их в некое промежуточное положение, которое одновременно и прикрывает, и проявляет С. Божию.

С. народ – Израиль, избранный и выделенный среди народов, становится личным достоянием Бога, народом священников, «народом С.». По Своей непостижимой любви Бог живет и «идет» среди Своего народа (Исход 33, 12–17). Он является ему посредством облака, Ковчега Завета, Храма или Славы Своей, которая сопровождает народ Его даже в изгнании (Иезекииль 1, 1–28): «среди тебя – Святый» (Осия 11, 9). Это действительное присутствие Божие сообщает народу С. не только обрядовую, но и подлинное достоинство, требующее от народа нравственной С. Ягве дает Свой Закон именно для освящения народа (Левит 22, 31). Израиль, например, не должен предаваться порокам хананейских племен, ему следует отказываться от браков с чужестранцами и «предавать заклятию» все, что может осквернить его (Второзаконие 7, 1–6). Сила его не в войсках или в искусной дипломатии, но в вере в Ягве, Святого Израилева. Израиль обязан Ему не только Своим выделением из других народов, но и своей безопасностью (Исаия 41, 14–20; 54, I-5), достоинством (Исаия 43, 3–14; 49, 7) и несокрушимым упованием.

Свободно избранный Богом, Который хочет его освящения, Израиль должен Ему ответить своим освящением. Сначала он должен очиститься от всякой скверны, несовместимой со С. Божией, прежде чем присутствовать при теофаниях или принимать участие в богослужении (Исход 19, 10–15). Но в конечном счете только один Бог дает ему чистоту посредством жертвенной крови (Левит 17, 11) или очищая его сердце (Псалтирь 50).

Пророки и Второзаконие неустанно повторяли, что приношения жертвы за грех не достаточно, чтобы угодить Богу, но что требуются правда, послушание и любовь (Исаия 1, 4–20; Второзаконие 6, 4–9). Таким образом, заповедь «Будьте святы, ибо Свят Я, Господь Бог ваш» (Левит 19, 2; 20, 26) должна быть понимаема не только как чистота культа, но именно как освящение всей жизни, переживание С., согласно многочисленным предписаниям семейным, общественным и экономическим, равно как и ритуальным, содержащимся в различных сводах Законов (Левит 17–26).

Освящение человека тоже может возрастать. Поэтому С. могут быть названы только те, кто сумеют пройти через испытания и войти в Царство Всевышнего (Даниил 7, 18–22). Это будут мудрецы-праведники, которые боялись Бога (Псалтирь 33, 10), Сионский «малый Остаток» спасшихся, тех, которых Бог вписал «в книгу для жития» (Исаия 4, 3).

Новозаветная апостольская община восприняла учения и словоупотребление Ветхого Завета. Бог есть «Отец Святый» (От Иоанна 17, 11) трансцендентный миру Вседержитель и Судия последних времен (Откровение 4, 8; 6. 10). Святы Его Имя (От Луки 1, 49), Его Закон (К Римлянам 7, 12) и Его Завет (От Луки 1, 72). Святы также Ангелы (От Марка 8, 38), пророки и евангелисты (От Луки 1, 70; Ми. 6, 20; Рим. I, 2). Свят Его Храм, Свят и Небесный Иерусалим (1-е Коринфянам 3, 17; Откровение 21, 2). Так как Сам Бог Свят, то и избранные Им тоже должны быть, С. (1-е Петра 1, 15; Левит 19, 2), и С. Имени Его должна проявить себя в пришествии Царства Божия (От Матфея 6, 9). Подлинное проявление Духа Святого, которое лежит в основе собственно новозаветного понимания С., произошло в день Пятидесятницы.

С. Иисуса Христа тесно связана с Его Богосыновством и с присутствием Духа Божия в Нем. Он зачат от Духа Святого и, следовательно, будет С. и «наречется Сыном Божиим» (От Луки 1, 35; От Матфея 1, 18). При крещении Иоанном «Сын Возлюбленный» получает помазание от Духа Святого (Деяния 10, 38; От Луки 3, 22). Он изгоняет нечистых духов, и они провозглашают Его «Святым Божиим» или «Сыном Божиим» (От Марка 1, 24; 3, 11); эти два выражения отныне равнозначны (От Иоанна 6, 69; От Матфея 16, 16). Христос, исполненный Духа Святого (От Луки 4, 1), проявляет Себя Своими деяниями. Чудеса и поучения были не столько знамениями силы, вызывающими поклонение, сколько знамениями С. Перед лицом Христа люди чувствуют свою греховность, как перед Богом (От Луки 5, 8; Исаия 6, 5).

Святой Сын Божий (Деяния 4, 27, 30), претерпевший смерть, хотя Сам Он – Податель жизни, Христос – «Святой и Праведный» в абсолютном смысле слова (Деяния 3, 14); «по сему и Бог превознес Его» (К Филиппийцам 2, 9). Воскресший «по духу святыни» (К Римлянам 1, 4), Он не от мира сего (От Иоанна 17, 11),. С того времени, воссев одесную Бога (От Марка 16, 19), Он может как Бог именоваться Святым (Откровение 3, 7; 6, 10). Следовательно, С. Христа иной природы, чем совсем относительная С. святых Ветхого Завета. Она тождественна С. Бога Отца (От Иоанна 17, 11): та же духовная сила, те же чудесные проявления, та же таинственная глубина. В силу Своей С. Христос так любит Своих, что даже приобщает их к Своей славе, полученной от Отца, жертвует Собой для них. Он проявляет таким образом Свою С.: «За них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиною» (От Иоанна 17, 19).

В отличие от жертвоприношений и культа Ветхого Завета, которые очищали иудеев только внешне (К Евреям 9 11–14; 10, 10), Жертва Христа освящает верующих истиною (От Иоанна 17, 19), сообщая им подлинную С. В самом деле, христиане приобщаются жизни воскресшего Христа через веру и Крещение, дающие им «помазание от Святого» (1-е Коринфянам 1, 30: К Ефесянам 5, 26; I Ин. 2, 20). Оттого они «освящены во Христе» (1-е Коринфянам 1, 2; К Филиппийцам 1, 1) через присутствие в них Духа Святого (1-е Коринфянам 3, 16; К Ефесянам 2, 22); они действительно «крещены Духом Святым», как возвестил Иоанн Креститель (От Луки 3, 16; Деяния 1, 5; 11, 16).

Следовательно, главная действенная сила освящения христианина – Дух Святой. Он щедро одаряет первые христианские общины дарами Своими. Однако Его действие в Церкви и отличается от действия Духа Божия в Ветхом Завете. Полнота и всеобщность Его излияния означают, что мессианское время исполнилось с момента Воскресения Христа (Деяния 2, 16–38). С другой стороны, Его пришествие связано с Крещением и с верой во Христа, умершего и воскресшего (Деяния 2, 38; 10, 47;, 19, 1–7). Его присутствие постоянно, и вот почему апостол Павел говорит, что искупленные являют собой «Храм Духа Святого», «Храм Божий» (1-е Коринфянам 6, 11, 19): у них подлинное общение с Богом (2-е Коринфянам 13, 13). И так как «все водимые Духом Святым суть сыны Божии» (К Римлянам 8, 14–17), то христиане не только пророки, временно подвластные действию Святого Духа (От Луки 1, 15; 7, 28), но и дети Божии, всегда имеющие в себе источник С. Божией.

Слово «святой» в своем абсолютном смысле употреблялось в Ветхом Завете только в виде исключения, оно сохранялось для наименования избранников эсхатологических времен. В Новом Завете оно обозначает христиан. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу (Деяния 9, 13; 1-е Коринфянам 16, 1; К Ефесянам 3, 5), оно стало применяться ко всем верующим (К Римлянам 16, 2: 2-е Коринфянам 1 1; 13, 12). Через Духа Святого христианин приобщается самой С. Божией. С. Божия, уже обретенная Церковью по праву, на деле борется с грехом. Еще не настало то время, когда «святые будут судить мир» (1-е Коринфянам 6, 2). В этот день будет явлен Новый Иерусалим, «С. город» (Откровение 21, 2). где зацветет древо Жизни и откуда будет изгнано все нечистое и далекое от Бога (Откровение 21, 22, ср. Захария 14, 20), И Господь Иисус Христос тогда «прославится во святых Своих» (2 Фес, 1, 10; 2, 14), «потому что Бог есть любовь» (1-е Иоанна 4, 8). В этом заключается тайна непостижимой С. Божией, сообщаемой людям.