Е́ресь Богословско-литургический словарь

ÉРЕСЬ (греч. «ересис» – взятие, овладение, захват, завоевание). Слова раскол и Е. обозначают значительное и длительное разделение христианского народа на двух различных уровнях: раскол – это разрыв в иерархическом единстве и общении всех членов ранее единой Церкви; Е. – разрыв в исповедании самой веры, то есть разделение в вопросах догматических, литургических и, как следствие, экклезиологических и иерархических. В Ветхом Завете интеллектуально-догматическое содержание веры было так ограничено и мало разработано, что Е. не возникали. Искушение Израиля заключалось не в том, чтобы «выбирать» что-либо своевольно в системе определенных догматов, а в том, чтобы пойти «служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои» (Второзаконие 13, 6). Это было отступничество и идолопоклонство, а не Е. Соблазнители и соблазненные, заблудшие и отпавшие от Единого Бога и Спасителя Израиля не нарушали единства избранного народа, но подвергали себя отсечению и отвержению от него (Второзаконие 13, 6).

Лишь в новозаветных Писаниях (2-е Петра 2, 1; К Титу 3, 10) появляется полное значение слова «ересь». Для апостола Павла Е. (1-е Коринфянам 11, 19) немногим отличаются от «схизмы» – разделения (1-е Коринфянам 11, 18). Разделения (расколы) в общине приводят к соперничающим партиям или сектам (с собственными учениями, наподобие существовавших в иудаизме: саддукеев (Деяния 5, 17), фарисеев (15, 5; 26, 5), назореев (24, 5–14; 28, 22)).

Отношение Церкви к доктринальным заблуждениям было двояким. Ее единству сперва угрожал кризис, вызванный иудействующими. Позднее некоторые отошли от веры во Христа (1-е Иоанна 4, 3): «Они вышли от нас, но не были наши» (2, 19), подобно ученикам, которые в Капернауме отказались уверовать в Иисуса Христа (От Иоанна 6, 35; 64) и отошли от Него.

Из-за допущения язычников в Церковь очень скоро возник вопрос о важности соблюдения правил иудейского обряда, сохраненных иудео-христианами. Возложить соблюдение этих правил на язычников, обратившихся ко Христу, значило бы признать необходимость иудейского обряда для спасения. Именно таково было притязание иудействующих (Деяния 15, 1). По мнению апостола Павла, Христос таким образом становился ненужным, а Крест – бездейственным: искать свою праведность в Законе – значило отойти от Христа, отпасть от благодати (К Галатам 5, 1–6). Церкви угрожало разделение. Поэтому Павел хотел получить во что бы то ни стало от иудео-христианской части Церкви, в особенности от «Иакова, Кифы и Иоанна» (2, 9), согласие на свободу от соблюдения иудейских обрядов для христиан из язычников (2, 4: 5, 1). Он получил это согласие на Апостольском Соборе 49 года (Деяния 15: К Галатам 2, 1–10), иначе бы он «напрасно подвизался» (К Галатам 2, 2), то есть апостольское откровение (К Ефесянам 3, 3–5) впало бы в противоречие с самим собой: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли – да будет анафема» (Гал, 1, 9).

Но проповедь апостола Павла должна была столкнуться и с эллинской мудростью. Увлечение Коринфян этой мудростью имело для них некоторые последствия вероучительного характера: они сочли себя в праве выбирать между Павлом, Аполлосом и Кифой, как эллины выбирали между школами философов, и оставались глухи к «слову о Кресте», проповеданному всеми Апостолами (1-е Коринфянам 1, 17), или же отрицали воскресение мертвых, лишая проповедь и веру их основного содержания – Воскресения Христова (15, 2; 11–16). Позднее иудейские умозрения смешались с эллинистическими, чтобы поставить под угрозу веру Колоссян в первенство Христа (К Колоссянам 2, 8–15; К Ефесянам 4, 14–15) и вернуть их в область «теней» (К Колоссянам 2, 17). К концу апостольского века усилилась опасность прегностических измышлений, заимствованных от неправоверной иудейской мысли и мысли языческой (1-е Тимофею 1, 3–7, 19; 2-е Тимофею 2, 14–26: 3, 6–9; К Титу 1, 9–16; Иуды 19; Откровение 2, 2, 6, 14). Некоторые «лжепророки» (I Ин. 4, 1) отрицали даже, что Иисус был Сыном Божиим, «пришедшим в плоти» (1-е Иоанна 2, 22; 4, 2: 2-е Иоанна 7). Будь то в Коринфе, в Колоссах или в иных городах эти уклонения от истины, порождая споры и разделения, имели своим источником упорную гордыню тех, которые, не принимая с покорностью учения, единодушно проповедуемого в Церкви (К Римлянам 6, 17; 1-е Коринфянам 15, 11; 2-е Петра 2, 21), и «звращали его, стремясь превзойти его своими измышлениями (2-е Иоанна 9). Поэтому опаснейшие 113 них подвергались отлучению (К Титу 3, 10; 1-е Тимофею 1, 20; Иуды 23; 2-е Иоанна 10). Эта суровость Нового Завета к лжеучителям подчеркивает всю ценность веры «не потерпевших кораблекрушения в вере» (1-е Тимофею 1, 19; 2-е Тимофею 3 8) и тесно связывает нас с Церковью, всегда побеждающей заблуждения, грозящие «залогу здравого учения», принятого от апостолов (2-е Тимофею 1, 13).