Елéй Богословско-литургический словарь

ЕЛÉЙ – масло, – наряду с пшеницей и вином – один из главных продуктов питания, которыми Бог насыщает Свой верный народ (Второзаконие 11, 14), на земле, богатой масличными деревьями (6, 11; 8, 8), на которой Он поселил его по Своему благоизволению. Е. – благословение Божие (7, 13; Иеремия 31, 12), лишение которого служит наказанием за неверие (Михей 6, 15; Аввакум 3 17), a изобилие которого – знамение спасения (Иоиль 2 19) и символ эсхатологического блаженства (Осия 2, 24). Притом Е. – не только пища (3-я Царств 17, 14; 4Цар. 4, I-7): он также – основа для приготовления благоуханного мира. В ветхозаветные времена миро служило для умащения тела (Амос 6, 6; Есфирь 2, 12), для укрепления членов (Иезекииль 16, 9) и для смягчения ран (Исаия 1, 6; От Луки 10 34), наконец, Е. в светильниках служит для освещения (Исход 27, 20; От Матфея 25, 3–8).

Закон, данный через Моисея, запретил пользоваться елеем для воздаяния культа Ваалу, ибо плодородие земли исходит не от него; нельзя возливать елей также для снискания союза с языческими царствами, ибо спасение народа Божия зависит исключительно от его верности Завету с Богом Истины (Осия 2 7, 10; 12, 2). Чтобы быть верными Завету, недостаточно предоставлять священникам самый лучший Е. (Числа 18, 12) или, согласно обрядам, примешивать его к приносимым жертвам (Левит 2, 1–14; Числа 15, 4; 28–29), или совершать возлияние Е. «неисчетными потоками»: исполнением этих правил может угодить Богу только тот, кто ходит перед Ним путями правды и любви (Михей 6, 7).

Как Е. есть знамение благословения Божия, так зеленеющее масличное дерево символизирует праведника, благословенного Богом (Псалтирь 51, 10; 127, 3; ср. Сир. 50, 10), и Премудрость Божию, открывающую в Законе путь правды и блаженства (Сир. 24, 14, 19–23). Что же касается двух маслин, Е. от которых поддерживал свет в светильнике с семью лампадами (Захария 4, 11–14), то они означали двух «сынов елея», двух Помазанников Божиих – царя и первосвященника, которые призваны просвещать народ и вести его по пути спасения. Часто Е. уподобляют все то, что неуловимо проникает внутрь (Притчи 5, 3; 27, 16; Псалтирь 108, 18). Главным же образом в нем видят услаждающее и радующее своим запахом миро – прекрасный символ любви (Песни Песней 1, 2), дружбы (Притчи 27, 9) и счастья братского единения (Псалтирь 132, 2). Е. – символ радости, ибо от него, как и от радости, у ученика блистает лицо (Псалтирь 103, 15). Поэтому возлить Е. кому-либо на голову – значит пожелать ему радости и счастья и оказать ему знак дружбы и почета (Псалтирь 22, 5, 91, 11; От Луки 7, 46; От Матфея 26, 7).

Е. помазания в наивысшей степени заслуживает названия «елей радости» (Псалтирь 44, 8); это – внешний знак избрания Богом, сопровождающийся излитием Духа Святого, овладевающего избранником, дарующего ему царское достоинство (1-я Царств 10, 1–6; 16, 13). Эта связь помазания и Духа является источником основной символики Е. в христианских таинствах, особенно в Таинстве Елеосвящения (соборования) больных, упомянутом уже в послании Иакова (Иакова 5, 14: ср. От Марка 6, 13). Священный Е. сообщает христианину многообразную благодать Духа Святого, Который соделал Иисуса Помазанником в высшем и абсолютном смысле слова и явил Его Сыном Божиим. В Послании к Евреям (1, 9) ко Христу для засвидетельствования Его Божества применяются слова из Псалтирь 44, 8: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».