Благочéстие Богословско-литургический словарь

БЛАГОЧÉСТИЕ – искренняя религиозность, при которой жизнь человека соответствует его религиозному идеалу. Религия определяет отношение благочестивого человека к другим людям и к обществу, определяет его образ жизни. В настоящее время этот термин постепенно выходит из употребления и заменяется словом «религиозность» в отношении к современному человеку, но сохраняется в отношении к историческим лицам.

1. Б. в человеческих отношениях. Ветхий Завет. На древнееврейском языке слово «благочестие» («хесед») обозначает прежде всего взаимоотношения между родственниками (Бытие 47, 29), друзьями (1-я Царств 20, 8) или союзниками (Бытие 21, 23); это – привязанность, предполагающая действенную и верную взаимопомощь. Выражение «соделать хесед» указывает на проявление Б. в действиях. При сочетании «хесед-емет» – «благочестие, милость, верность, истина и правда» (Бытие 24, 49; Притчи 20, 28; Псалтирь 24, 10) оба слова взаимно проникают одно в другое: второе означает такое расположение души, без которого доброта, отмечаемая первым, не была бы совершенной. В переводе Семидесяти толковников, где «хесед» переводится греч. словом «ёлеос» (­ жалость, сострадание, милость), сущность Б. заключается, по-видимому, в сострадающей доброте.

2. Б. в отношениях с Богом. Ветхий Завет. Эта, до такой степени крепкая, человеческая связь, какой представляется «хесед», помогает понять ту связь, которую Бог, через Союз – Завет устанавливает между Собою и Своим народом. Божией благости, то есть милосердной любви Бога к Израилю, первенцу Его (Исход 34, 6; ср. 4, 22; Иеремия 31, 3; Исаия 54, 10) должно отвечать Б. в ином аспекте, а именно сыновняя привязанность, которая выражается в неизменном послушании и любящем Богопочитании, культе (ср. Второзаконие 10, 12). Из действенной любви к Богу естественно вытекает братская любовь между людьми – уподобление Божией благости и Его попечению о бедных. Так, Михей, чтобы определить истинное Б., ставит его в связь с правдой, любовью и смирением (Михей 6, 8).

Это определение – то же, что у пророков и у мудрецов. Согласно Осии, Б. заключается не в обрядах, но во вдохновляющей их любви (Осия 6, 6; От Матфея 9, 13), которая в свою очередь неотделима от справедливости и верности Закону (Осия 2, 21; 4, 1). Согласно Иеремии, Бог являет Себя нам как образ «хесед» и правды (Иеремия 9, 24). В других местах показано, что Б. подрывается, когда бедные угнетаемы и правда попрана (Михей 7, 2; Исаия 57, 1; Псалтирь 11, 2–6). В псалмах Богопочитание у благочестивого человека (евр. «хасид», греч. «осиос», или «ввсевус») выражается в любящей, полной упования и радостной хвале (Псалтирь 30, 24; 149), прославляющей «хесед» Бога (Псалтирь 102). Однако такой культ угоден Богу только когда он сочетается с верностью, праведностью (Псалтирь 49). Бог дарует мудрость (Сир. 43, 33) людям благочестивым, не отделяющим поклонения Ему от милосердия (Сир. 35, 1–10), и им идут на пользу все блага, сотворенные Богом (Сир. 39, 27).

Именно это целостное Б. в маккавейскую эпоху воодушевляет «хасидов» (от «хасидим» – «благочестивые»; 1Мак. 2, 42): они борются до смерти за свою веру, и Б. дает им силу и уверенность в воскресении (2Мак. 12, 45). Таково также Б., которое сильнее всего, победа которого на последнем Суде воспевается в книге Премудрости (10, 12). Это Б. присуще Мессии, Которому надлежит установить на земле Царство Божие (Исаия 11, 2).

1. Б. Христа. Новый Завет. Ожидание желавших «служить Богу в Б. и правде» исполняется милостью Бога, пославшего нам Христа (От Луки 1, 75, 78). Христос есть в абсолютном смысле «святой», буквально: «благочестивый» (Деяния 2, 27; 13, 35: «осиос»; Псалтирь 15, 10: «хасид»). Проникнутый сыновним Б., Он во всем исполняет волю Бога, Отца Своего (От Иоанна 8, 29; 9, 31), воздает Ему совершенное Богопочитание, культ (К Евреям 10, 5–10), им вдохновляется Его горячая предсмертная молитва и принесение мучительной жертвы, которой Он нас освящает (От Марка 13, 35); являясь таким образом благочестивым Первосвященником, в каком мы нуждались (К Евреям 7, 26), Он услышан был (Богом) за Свое «благоговение» (5, 7). Вот почему тайна Христа называется «тайной Б.» (1-е Тимофею 3, 16); в Нем Божие милосердие осуществляет свой замысел спасения; в Нем – источник, образец Б. христиан.

2. Б. христианское. Богу и раньше были угодные те люди из всех народов, которые из страха Божия, молитвами и милостынею участвовали в двойном проявлении Б.: в богослужении и в соблюдении праведности; таковы и иудей Симеон (От Луки 2, 25), и люди, пришедшие в Иерусалим на Пятидесятницу (Деян, 2, 5), и сотник Корнилий (Деяния 10, 2, 4, 22, 34). Это Б. обновляется Христом и дарованием Духа Святого. В Деяниях мы видим некоторых из таких благочестивых людей, как Анания или христиане, пришедшие похоронить Стефана (Деяния 8, 2). На языке ап. Павла их Богопочитание отныне воодушевляется сыновним духом по отношению к Богу (ср. К Галатам 4, 6) и их праведность есть праведность веры, действующей любовью (К Галатам 5, 6). Таково Б. нового человека, подлинное христианское Б. (К Ефесянам 4, 24), которое апостол Павел противопоставляет тщетным упражнениям ложного, всего лишь человеческого Б. (К Колоссянам 2, 16–23); посредством его мы воздаем Богу угодное Ему почитание с благоговением и страхом (К Евреям 12, 28).

В пастырских посланиях и во 2-м послании апостола Петра Б. указано в числе основных добродетелей пастыря, Божиего человека (1-е Тимофею 6, 11: К Титу 1, 8); оно же необходимо и каждому христианину (К Титу 2, 12; 2-е Петра 1, 6). Подчеркиваются две присущие ему черты. Прежде всего оно освобождает от сребролюбия; в противоположность ложному Б., алчному до прибылей, оно удовлетворяется необходимым, и польза от него – уже в самой свободе (1-е Тимофею 6, 5–10). Затем оно дает силу переносить гонения, составляющие удел тех, кто последовал в Б. Христу (2 Тим, 3, 10). Без этой отрешенности и этого постоянства есть только видимость Б. (3, 5). Истинному Б. обещаны помощь от Бога во всех испытаниях этой жизни и жизнь вечная (2-е Петра 2, 9; 1-е Тимофею 4, 7).

При таком понимании Б. в конечном итоге обозначает христианскую жизнь со всеми присущими ей требованиями (ср. 1-е Тимофею 6, 3; К Титу 1, 1): чтобы ответить на любовь Того, Кто буквально, «един благочестив» (Откровение 15, 4 – «осиос», русск. – «свят»), христианин должен уподобляться Ему и этим явить своим братьям лицо их Небесного Отца.