Благовóния Богословско-литургический словарь

БЛАГОВÓНИЯ – ароматические вещества, употребляемые в богослужении и при совершении церковных Таинств.

Как все восточные народы, Израиль широко пользовался в культе ароматическими веществами. В Библии упоминаются не менее тридцати сортов Б. Праотцы приносят Б. в подарок Иосифу (Бытие 43, 11), Соломон устанавливает монополию на торговлю ими (3-я Царств 10, 2, 10). Езекия следует его примеру (4-я Царств 20, 13).

Б. так же необходимы для жизни, как еда и питье. Их значение двояко: в общественной жизни они служат выражением радости или интимных отношений между людьми; в литургической жизни они символизируют приношение даров и хвалу.

Умащение благовониями означает проявить вовне свою радость жизни – «масть и курение радуют сердце» (Притчи 27, 9), украситься, «навести красоту». Это делают приглашенные на пир (Амос 6, 6), жених и невеста перед плотским общением. Умастить голову гостю – значит выразить ему радость встречи с ним (От Матфея 26, 7), не сделать этого – невежливо: «Ты головы Мне маслом не помазал», – говорит Иисус пригласившему Его фарисею (От Луки 7, 46). Траур требует упразднения этих знаков радости (2-я Царств 12, 20; 14, 2), но в дни поста ученики Христовы не должны от них воздерживаться, чтобы не выставлять свое покаяние на показ (От Матфея 6, 17) и не омрачать печалью подлинную христианскую радость.

Действие Б. носит иногда более интимный характер: они как бы переносят чье-либо физическое присутствие в сферу более тонкую и проникновенную.

Так, например, Эсфирь (2, 12–17) и Иудифь (10, 3), чтобы вернее проникнуть в сердце тех, кого они хотели пленить, умастились мирровым маслом и другими ароматами. Запах поля, идущий от одежды Иакова (Бытие 27, 27), свидетельствует о том, что благословил его Господь; в Песне Песней Невеста сравнивает присутствие Возлюбленного с «мирровым пучком» и с «благовонными мастями» (1, 12, 13), тогда как Жених называет ее «мирра моя с ароматами моими» (5, 1; ср. 4, 10).

В древности был широко распространен обычай употреблять Б. как символ культового приношения. Этот обычай был перенят Израилем. В Иерусалимском храме находились и использовались при богослужении: «жертвенник для приношения курений» (Исход 30, 1–10), кадильницы, наполненные курениями (Числа 7, 86). Приношение в жертву Б. совершается в радостном поклонении каждое утро и каждый вечер (Исход 30, 7; От Луки 1, 9–11). Поэтому фимиам, возносящийся как дым, в конце концов становится символом хвалы, обращенной к Божеству: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Псалтирь 140, 2) – возжжение фимиама приобретает смысл поклонения Богу, умилостивления Его (3-я Царств 22, 44; 1Мак. 1, 55).

Поклонение может быть только одно – культ истинного Бога. Поэтому фимиам в конце концов становится символом совершенного и бескровного поклонения, которое будут приносить все народы в последние времена (Малахия 1, 11; Исаия 60, 6; ср. От Матфея 2, 11). Это совершенное поклонение было осуществлено Христом: Он «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (К Ефесянам 5, 2). Его жизнь была непрестанным приношением любви, угодным Богу.

В свою очередь, христианин, быв помазан в Таинстве Миропомазания Миром, состоящим из смеси разных драгоценных ароматических веществ (ср. Исход 30, 22–25), стал запечатленным сосудом Духа Святого, помазанником Христа. Он призван распространять благоухание Христово во всяком месте (2-е Коринфянам 2, 14), внося даже в свои самые обыденные действия дух преданности Богу, любви и милости.