Бéлый Богословско-литургический словарь

БÉЛЫЙ – в Священном Писании этот цвет выражает радость, праздник. Он же символизирует невинность, чистоту. Белизна, цвет света и жизни, противопоставляется черноте, цвету мрака и траура. В Ветхом Завете встречаются все эти значения (Екклесиаст 98; Сир. 43, 18), но лишь в Новом Завете им дается новое, эсхатологическое измерение; белый цвет становится отличительным знаком святых людей, причастных славе Божией, земных существ, благодатию Божией преображенных в небесных.

Особенно часто о белом цвете говорится, когда речь идет о небесных Силах. Так, Иоанн Богослов употребляет его в описании явлений небесного мира, чем подчеркивает их эсхатологический смысл: «побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откровение 2, 17); «светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому» (Откровение 14, 14). Среди апокалиптических всадников выделяется «конь белый и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» (Откровение 19, 11). Повествуя о другом таинственном видении, Тайнозритель говорит: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежали небо и земля, и не нашлось им места» (Откровение 20, 11). Во всей Библии, в Ветхом и Новом Заветах, подчеркивается светозарность, белизна существ, приходящих с неба – будь то человек в белой одежде у пророка Иезекииля (9, 2) или Ангелы, вестники Божии в «блистающих одеждах» (От Луки 24, 4; Деяния 10, 30), или 24 старца перед престолом Божиим (Откровение 4, 4), или «Сын Человеческий» (Откровение 1, 13), Сам Христос, уже возвещенный «Ветхим деньми», на котором «одеяние бело как снег и волосы главы Его – как чистая во́лна» (Даниил 7, 9).

Белый цвет, небесный цвет Христа, появляется в Его земной жизни только в славный час Преображения, когда одежды Его «сделались блистающими, белыми весьма, такими, что белильщик на земле не может так выбелить» (От Марка 9, 3). Белый цвет – также цвет преображенных, обоженных существ, святых, которые после очищения от своих грехов (Исаия 1, 18) убелены кровью Агнца (Откровение 7, 14): «омой меня, и буду белее снега» (Псалтирь 50, 9) и становятся причастниками бытия Божия во славе (Откровение 7, 9–13). Они «будут ходить в белых одеждах» с Победителем (3, 4) – великое торжествующее множество возглашающих радость свою на вечном празднике света: Агнец сочетается с Женой, облеченной «в виссон чистый и светлый» (Откровение 19, 1–14).

Во все времена истории Церкви белые облачения употреблялись священниками при совершении Таинства Крещения. Белая срачица (рубашка) надевалась на новокрещенного, участвующего по благодати во славе небесного бытия, которому присущи целомудрие и радость.