Безу́мие Богословско-литургический словарь

БЕЗУ́МИЕ – глупость, помраченное состояние человеческого ума и души, которое в Священном Писании противопоставляется мудрости. «Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется... Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель» (Притчи 10, 1, 14). Критерием для определения как мудрости, так и безумия, служит нравственный уровень жизни, благочестие, стремление к познанию Бога. Носители духовной мудрости в Священном Писании дают изображение безумного, чтобы показать своим ученикам, во что они могут обратиться при отсутствии дисциплины (Сир. 21, 14–20). Пораженные безумием доходят до того, что начинают думать, будто бы Господь не может покарать, или, что Он ничего не видит (Сир. 16, 17–23), или даже, что Его нет (Пc. 13, 1). Они почитают праведников за безумцев (Прем. 5, 4), а смерть их от гонений и насилия – за окончательную погибель (Прем. 3, 2).

В славянской Библии встречается выражение «не даде безумия Богу»; оно означает: «не богохульствовал», так охарактеризован праведный Иов (Иов 1, 22).

Безумие – надеяться на свое богатство (будь то драгоценности или человеческие знания), как неразумный и алчный богач, сказавший душе своей: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (От Луки 12, 19–20). Безумие – не отвечать на призыв Божий, как неразумные девы, оказавшиеся неготовыми к встрече Небесного Жениха и недопущенные Им на брачный пир (От Матфея 25, 1–13).

В глазах того, кто признает связь между болезнью, грехом и бесами, безумие, преобразившееся в любовь, может символизироваться рассказом о свирепом гергесинском бесноватом, устрашавшем всех жителей своей области, а после исцеления хотевшем следовать за своим Спасителем – Иисусом (От Матфея 8 28–33). Подлинное Б. – не верить в Премудрость Божию, открывающуюся нам во Христе Распятом и в юродстве Его проповеди (1-е Коринфянам 1, 18–29). Всякий истинно верующий во Христа должен быть готов подобно своему Спасителю казаться неразумным в глазах мира сего, «ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их» (1-е Коринфянам 3, 19). Так, сам апостол Павел был признан безумным, сделался, по его собственным словам, «позорищем для мира» (1-е Коринфянам 4, 10; Деяния 26, 24); и каждый истинный апостол Распятого Христа будет иметь ту же участь, ибо он возвещает спасение, являющееся как «немудрое Божие», но которое «премудрее человеков», он олицетворяет безумие любви, то есть наивысшую премудрость.