Архимандри́т Богословско-литургический словарь

АРХИМАНДРИ́Т (греч. «архи́» – начало, главенство и «мандра» – загородка, хлев для скота, овчарня – по отношению к монашеской братии как к стаду Христову, овцам Христовым). Это наименование с V веке присваивалось в Восточной Церкви настоятелям монастырей. Первоначально так назывались избранные епископом для надзора над монастырями его епархии чиновники из игуменов. Позже титул А. стал почетным и передавался игуменам важнейших монастырей в епархии; с таким значением это наименование и перешло из Византии в Россию. Первоначально оно усвоялось лишь одному игумену в епархии, и лишь со временем стало достоянием нескольких. В первый раз это наименование встречается в летописи под 1174 год как титул игумена Киево-Печерского монастыря Поликарпа: «печерский игумен А.». Позже упоминается А. в Новгороде, в Юрьевском монастыре под 1226 год; во Владимирском Рождественском монастыре под 1230 год. В настоящее время в Русской Православной Церкви сан А. строго отделяется от сана игумена и дается не только настоятелям монастырей, но и другим монашествующим лицам, занимающим в Церкви высокие административные должности, а также как высшая награда священнику из черного духовенства. Возведение в сан А. совершается епископом за Божественной литургией по особому чину. А. усвоены некоторые принадлежности архиерейского облачения: скрижали на мантии, митра, палица, посох и так называемый «архимандричий» наперсный крест (крест с украшениями). В белом духовенстве сану архимандрита соответствует сан протоиерея и протопресвитера.