Áнгел Богословско-литургический словарь

ÁНГЕЛ (евр. – «посланник», греч. – «вестник») – бестелесный разумный дух. А. в Священном Писании называются различными именами: А. Божиими (Иов, 1, 6; 2, 1), святыми (Даниил 8, 13), живущими на небесах (От Матфея 18, 10), воинством небесным (2Езд. 9, 6), духами (Псалтирь 150, 6; К Евреям 1, 14). Писание, кроме того, говорит о различных чинах А. Это Херувимы, изображаемые обычно с множеством глаз (Бытие 3, 24; Исход 25, 22; Иезек. 10, 1–20), Серафимы (Исаия 6, 2), изображаемые с шестью крылами, Начальства, Власти, Господства (К Ефесянам 1, 21; К Колоссянам 1, 16), Силы (К Ефесянам 1, 21), Престолы (К Колоссянам 1, 16), Архангелы (1-е Фессалоникийцам 4, 16; Иуды 9). В Библии упоминаются также собственные имена Архангелов: Гавриил (Бог есть сила) (Даниил 8, 16; 9, 21; От Луки 1, 19, 26), Михаил (Кто как – Бог?) (Даниил 10, 13, 21; 21, 1; Иуды 9; Откровение 12, 7), Рафаил (Бог исцеляет) (Тов. 3, 16). В 3 книге Ездры еще упоминаются Архангелы Иеремиил (4, 36) и Уриил (5, 20). В раввинистической традиции упоминаются имена еще некоторых Ангелов. Саддукеи отрицали существование ангельского мира, отвергали духовность души и воскресение тела.

Христианская Церковь всегда веровала в действительность ангельских духов, что и отражено в члене Символа веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...»; под «невидимыми» здесь подразумеваются А., сотворенные Господом прежде человека. Некоторые из этих духов, соблазненные сатаной, возмутились против Бога и превратились в злых духов. В наказание за это они вместе со своим главой, люцифером, были низвергнуты в преисподнюю и стали А. тьмы, демонами, диаволами. Остальные были верны Творцу, Который утвердил их в благодати и дал им небесное блаженство. Это добрые А., которым по преимуществу и усвоено это наименование.

А. часто выступают в повествованиях первых книг Ветхого Завета: Бытия, Иисуса Навина и Судей. Из приписываемых им действий следует, что к ним относились как к существам, обладающим личностью, и что они в действительности являются таковыми. Так, А. дважды являлся Агари в пустыне и говорил с ней (Бытие 16, 7; 21, 17). А. благовествовали Аврааму и Сарре о предстоящем рождении у них сына Исаака (Бытие 18). А. вывели Лота из Содома (Бытие 19), А. воспрепятствовал Аврааму заклать своего сына Исаака (Бытие 22, 11, 12). Иаков во сне видел лестницу, соединяющую небо и землю, и А., восходящих и нисходящих по ней (Бытие 28, 12). А. являлся Валааму и указывал ему, что делать (Числа 22). А. с мечом в руке, обещал Иисусу Навину сражаться вместе с ним против неприятеля (Иис. Иисус Навин 5, 13–15). А. напоминал народу о благодеяниях и желаниях Божиих (Книга Судей 2, 13). А. передал Гедеону поручение освободить народ (Книга Судей 6, 11–23). А. возвестил о рождении Сампсона (Книга Судей 13).

Как одаренные разумом и волей существа Ангелы являются и в новозаветные времена, каждый раз принося благую весть. Таково явление А. Захарии (От Луки 1, 11), праведному Иосифу (От Матфея 2, 13): Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей об избрании Ее «Пречистым Сосудом» Воплощения Сына Божия, Спасителя мира. По Рождестве Христовом А. являются Вифлеемским пастухам, святым женам-мироносицам после Воскресения. Спаситель говорит: «Смотрите не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (От Матфея 18, 10). Господь говорит об А., которые будут присутствовать на Страшном Суде и отделять добрых от злых; об А., обитающих на небесах, которым уподобятся избранные из числа праведников (От Матфея 22, 30; От Марка 12, 35).

Природа этих духовных существ до конца непостижима земному человеческому разуму. Внимательно и благоговейно читая Священное Писание, мы можем лишь познать достаточно большой ряд свойств их таинственной природы. Хотя им и не приписывается человеческих черт, они часто принимают образ людей, чаще всего юношей, мальчиков, оставаясь при этом бесплотными и, следовательно, бесполыми. Образ их явления, всегда неожиданный и чудесный, подтверждает их сверхчеловеческую чисто духовную природу. Говоря о душе и духе человеческом, замечая также, что мы состоим из двух начал, Священное Писание никогда не говорит о духе Ангелов, подразумевая, очевидно, что они являются чистыми духами (К Евреям 1, 14; Откровение 1, 4; От Матфея 8, 16; От Луки 10, 20). Иов говорит, что они не имеют, подобно нам, тел, составленных из земных элементов (Иов 4, 18, 19). По другим текстам они невидимы (К Колоссянам 1, 16), только для виду они принимают пищу, предлагаемую им людьми (Тов. 12, 19); будучи бесплотными, они не вступают между собой ни в какие плотские отношения (От Матфея 22, 30). Сыны Божии, о которых говорится в 6-й главе книги Бытия, что они вступали в связь с земными женщинами, не были А.; по всей видимости – это потомки благочестивого Сифа.

В книге святого Дионисия Ареопагита «Небесная иерархия» описаны три ангельские иерархии, каждая из которых в свою очередь делится на три чина. Первая иерархия состоит из Серафимов, Херувимов и Престолов; вторая – из Господств, Сил и Властей; третья – из Начальств, Архангелов и Ангелов. А., согласно святому Дионисию, составляют бесчисленное множество. Пророк Даниил (7, 10) говорит о «тысячах тысяч» (миллионах) А., служащих Ветхому Деньми, и «тьмы тем» (миллиарды) находились в Его присутствии. Спаситель говорил апостолам (От Матфея 26, 53), что Он мог бы получить от Отца Своего более двенадцати легионов А. в помощь. Некоторые отцы и церковные писатели пытались определить это число, основываясь на различных местах Священного Писания. Так, например, толкуя притчу о Добром Пастыре, который оставляет 99 овец, чтобы спасти одну заблудшую (От Матфея 18, 12; От Луки 15, 4), некоторые заключают, что число А. в 99 раз больше числа людей, когда-либо живших и живущих по сей день на земле. Указание на неисчислимость А. имеется у апостола Павла (К Евреям 12, 22) и у святого Иоанна Богослова (Откровение 5, 11).

О сотворении А. в Библии не содержится достаточно ясных свидетельств. В первом стихе книги Бытия говорится: «В начале Бог сотворил небо и землю». Здесь под словом «небо» традиционно понимают мир ангельский. В вопросе о том, с какого времени существуют А., мнения отцов и учителей Церкви расходятся. Многие отцы Церкви, такие, как святые Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Амвросий, Иларий, блаженный Иероним, считали, что А. сотворены задолго до или, по крайней мере, раньше материального мира. При этом они ссылаются на изречение в книге Иова (38, 4–7), где говорится, что А. хвалили Бога, когда была сотворена земля. Святой Епифаний и блаженный Августин полагали, что А. сотворены одновременно с землей, но до сотворения человека. Указанное выше изречение из книги Иова вполне допускает и такое толкование.

А., как сказано выше, часто являлись людям. Среди явлений, о которых говорится в Ветхом Завете, много таких, где являющийся называется А. Иеговы, или А. Господним (Бытие 16, 7; 21, 17; 22, 11, 15; Числа 22, 32; Книга Судей 2, 1, 4). Часто та самая личность, которая называется А., впоследствии называется Богом. Так, например, в книге Бытия (18), где описано явление Аврааму, последний увидел трех Лиц, а в последующем повествовании эти Лица выступают то как несколько, то как одно. Два из них отправились в Содом для спасения Лота, и они называются А.; а один остался с Авраамом, и назван Господом. Равным образом Бог, или по еврейскому тексту – А. Божий (Исход 3, 2), явился Моисею в горящей купине, и святой Стефан, напоминая об этом событии, называет явившегося Моисею то А., то Богом (Деяния 7, 31–35). Отсюда возникает вопрос, не был ли А. этих видений Самим Богом? Существует несколько различных экзегет этого явления. Большинство отцов Церкви полагало, что в этих видениях являлся не А., а Сам Бог; и это предвосхищало воплощение. Другие видели в некоторых из этих видений образ Святой Троицы. Третьи, наконец, видели в этом проявлении Единого Бога, Который обнаруживает единство Естества в трех Божественных Лицах.