Анáфема, закля́тие, отлучéние Богословско-литургический словарь

АНÁФЕМА, ЗАКЛЯ́ТИЕ, ОТЛУЧÉНИЕ – от семитского корня «херем» – отделять, оставлять исключительно для религиозного употребления. В русском переводе Библии слово «херем» переводится в Ветхом Завете – заклятие, а в Новом Завете – анафема.

В самых древних текстах обычай З., свойственный израильскому народу и его соседям (напр., Моаву), не есть просто уничтожение побежденного врага, но одно из религиозных правил священной войны. Для того, чтобы достичь победы, Израиль, который ведет брань Божию, налагает З. на добычу и таким образом отказывается извлекать из нее выгоду и налагает на себя обет посвятить ее Богу (Числа 21, 2; Иис. Иисус Навин 6). Это посвящение выражается в полном уничтожении добычи: как живых существ, так и материальных предметов. Неисполнение его наказывается (1-я Царств 15), так же как и его кощунственное нарушение, которое может оказаться причиной поражения (Ис. Иисус Навин 7). В действительности применение такого заклятия было довольно редко. Большая часть ханаанских городов была просто занята Израилем (Ис. Иисус Навин 24, 13; Книга Судей 1, 27–35), например, Газер (Иис. Иисус Навин 16, 10; 3-я Царств 9, 16), Иерусалим (Книга Судей 1, 21; 2-я Царств 5, 6). Некоторые из них заключили даже союз с Израилем, например, Гаваон (Ис. Иисус Навин 9) и Сихем (Бытие 34).

Составители Второзакония знали, что во время завоевания заклятие не применялось (Книга Судей 3, 1–6; 3-я Царств 9, 21). Однако они его утвердили как общий закон, чтобы противостоять искушениям, которые представляла собой для Израиля ханаанская религия, и вновь утвердить святость избранного народа (Второзаконие 7, 1–6). Отсюда определенный систематизм в истории завоеваний: религиозная установка, утверждавшая абсолютную власть Бога Израиля над Святой Землей и ее обитателями, переносилась и в прошлое.

Развитие понятия «херем» привело к обособлению двух заключавшихся в нем смысловых элементов: с одной стороны, разрушение и наказание за неверность Господу (Второзаконие 13, 13–18; Иеремия 25, 9); с другой – посвящение Богу человеческого существа или предмета без всякой возможности выкупа (Левит 27, 28; Числа 18, 14).

В Новом Завете ни о какой священной войне, ни о З. врагов не может быть и речи. Но слово сохраняется со значением проклятия. В устах иудеев в клятвенных формулах (От Марка 14, 71; Деяния 23, 12) оно имеет значение призыва проклятия против самого себя в случае нарушения клятвы. У апостола Павла – это формула, которая выражает суд Божий над неверными (К Галатам 1, 8; 1-е Коринфянам 16, 22). «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анáфема, марáн-афá» (1-е Коринфянам 16, 22), – говорит Павел. Когда он же говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и «законоположение, и богослужение и обетования» (1 Рим. 9, 3–4), он уточняет, что А. для христианина – это отлучение от Христа.